Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, сущность и гарантии государственного суверенитета.




Суверенитет — это не статический, а динамический процесс, осуществляющийся высшей государственной властью в пространственных пределах своих границ при решении внутриполитических задач и за пределами своей территории при проведении внешней политики.

Важнейшей конституционно-правовой формой появления, закрепления и реализации государственного суверенитета является гражданство. Его содержание и форма выражения обусловлены самим государственным суверенитетом. Вместе с тем гражданство тесно связано с человеком, гражданином государства, если он обладает широкими правомочиями, дающими ему возможность контролировать деятельность органов государства, участвовать в их работе.

Реальный государственный суверенитет Республики Беларусь проявляется в самостоятельных действиях его субъектов и подчинённых им лиц, принятии и реализации законов во внутренней и внешней политике, при вступлении в союзы с другими государствами, в государственно-властных отношениях, в финансово-экономической политике, в определении уровня рыночных отношений, формировании бюджета государства и его использовании, в защите территориальной целостности государства, в дипломатии, в решении вопросов культурного и духовного развития нации и народа, в реализации основных прав и свобод граждан, воспитании граждан в духе патриотизма и преданности Отечеству, в выступлениях руководителей государства и в иных сферах государственной и общественной жизни. Государственный суверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство — вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т. е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства. Удачно созданное административно-территориальное устройство и эффективное функционирование в нём местных органов управления и самоуправления укрепляют государство, его экономику, социально-культурные устои, а следовательно, и суверенитет. В суверенном государстве должна быть сильная власть как в центре, так и на местах, способная эффективно реализовывать его внутренние и внешние функции. Государство должно быть крупным собственником национальных богатств, уметь накапливать в свой бюджет средства за счёт стабильности и эффективности общественного производства, умелого управления государственной собственностью, проведения разумной ценовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, накопления капитала за счёт международной торговли, бартера, недопущения военных действий, подрывающих экономику государства, надёжно защищать объекты государственной собственности, обеспечивать своим гражданам право на труд, иные конституционные права и свободы.

 

Национальный суверенитет.

Национальный суверенитет - это право и возможность нации самостоятельно определять основные вопросы своей жизни и развития.

Ключевым в понимании национального суверенитета является понятие "нация". Существуют три основных подхода к его определению: 1) нация как государство; 2) нация как этнос; 3) нация как политическое сообщество.

Нация как государство. Понятие "нация" нередко выступает как синоним понятия "государство". Такое понимание нации является распространенным в международной практике. Например, названия таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и ее предшественница - Лига Наций, предусматривают, что основными субъектами принятия решений и согласования интересов в международной сфере является нации, представлены их государствами. При таком понимании национальный суверенитет является тождественным государственном.

Нация как этнос. Этнос можно считать группу людей, являются потомками исторических и культурных сообществ и разделяют желание сохранить их. Национальная идентичность группы, порождает социальную сплоченность и солидарность, определяется прежде всего общим историческим прошлым (коллективной памятью) и культурной спецификой (ценностями, символами, обычаями, традициями, ритуалами, языком и др.). Ее члены верят в свое единое происхождение; они связаны определенной территории, имеют общий проект на будущее.

Поэтому современное понимание суверенитета нации охватывает прежде всего право на национальную (территориальную и культурную) автономию и сохранения собственной самобытности. Каждая нация имеет право сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, исповедовать свою религию. Это особенно важно, когда определенная нация представляет собой этническое меньшинство в государстве.

Если же государство не соблюдает принципа равноправия наций, подвергает дискриминации представителей национального меньшинства, изымает эту группу из процесса принятия политических решений и мешает ее самоопределению в пределах этого государства (например, отказывая в автономии), то такая нация имеет право претендовать на создание самостоятельного государства.

В этом смысле суверенитет нации является основой для суверенитета народа. Суверенитет народа предполагает согласование права основной (титульной) нации на сохранение и развитие своей культуры и самобытности принципу обеспечения прав всех этнических групп, проживающих на этой территории.

Нация как политическое сообщество. В этом случае национальная идентичность имеет политическое измерение: существование нации обусловлена прежде всего общей реализацией гражданами своих прав и обязанностей, общим представлениям об общем благе, которое воплощается в государственной политике, а не этническими (историческими и культурными) особенностями.

Главным фактором, объединяющим людей в такую общность, выступает гражданство, которое нивелирует имеющиеся в обществе исторические, социальные, религиозные или культурные различия. Понимание нации как политического сообщества можно найти в Конституции Украины: именно в этом смысле использованы такие конституционные конструкции, как "национальное богатство" (ст. 14) и "национальные интересы" (ст. 18). При таком подходе национальный суверенитет является тождественным народному.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...