Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционные основы духовно-культурных отношений.




Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения, в конечном счете, обусловлены существующей системой политических, экономических и социальных отношений. В то же время духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения политические, экономические и социальные.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными элементами конституционного строя, поскольку речь здесь идет о внутреннем мире человека. Демократическое государство не должно брать на себя функцию контроля за мыслями, чувствами, сознанием людей. Его задача - создать для духовно-культурного развития личности необходимые благоприятные условия.

Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др.

Конституция Республики Беларусь (ст.49) закрепляет не только право каждого на образование, но и гарантии его реализации, обязанности государства в данной сфере его деятельности. Конституционные положения в области образования детализируются и развиваются специальным Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29 октября 1991 г. В республике действуют государственные и негосударственные учебные заведения, образующие национальную систему образования.

Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Историко-культурное наследие народа Беларуси является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Оно создает необходимые условия для духовного, интеллектуального и экономического развития общества.

Республика Беларусь - многонациональное государство. Оно гарантирует всем проживающим на его территории гражданам, независимо от национальной принадлежности, право свободно пользоваться своим языком, получать помощь со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования, установления культурных связей с соотечественниками за пределами Республике Беларусь, сохранения национальных традиций, развития профессионального, самодеятельного искусства и т.д.

Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания перед другими не допускается. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ст.16).

Законом (ст.8) предусмотрено, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству.

Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, однако они не должны участвовать в деятельности политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и оказывать им финансовую или иную поддержку.

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединяющихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Деятельность религиозной организации может быть прекращена по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае: повторного в течение года нарушения законодательства, либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу; осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной вражды и в иных случаях предусмотренных законодательством.

 

Конституционные основы политических отношений.

Политические отношения -это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .

Политическая власть - это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них - это государство (в демократических странах - также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.

Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.);равенство всех общественных объединений перед законом;главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти;демократизм и гуманизм политической власти;признание верховенства права над политической властью;всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте - народе);разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности - избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (те. характер политического режима).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...