Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Представительная демократия: понятие и формы.




Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

 

28.Понятия конституционно-правового статуса личности

Конституционно-правовой статус личности – это конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве, а так же принципы взаимоотношений в сфере человек-общество-государство.

К элементам конституционно-правового статуса личности можно отнести:

Гражданско-правовая связь человека с государством. В зависимости от наличия этой связи с государством его правовой статус может быть разным: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Право- и дееспособность;

Конституционные признаки правового государства: гуманизм, равноправие и равенство, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность прав свобод и обязанностей, запрещение незаконного ограничения конституционных прав и свобод.

Конституционные права, свободы и обязанности граждан – ядро правового статуса личности.

Гарантии правового положения личности.

Особенности конституционных прав и свобод заключаются в следующем:Имеют повышенную значимость для общества;Обеспечиваются повышенной охраной.

1. Традиционно права и свободы делятся на две группы:Естественные права – право на жизнь, неприкосновенность личности.Позитивные права гражданина – предоставляются государством (право на труд, право избирать и быть избранным).

2. По содержанию права и свободы человека делятся:Личные (право не жизнь, право на свободу, свобода совести, право на юридическую помощь, неприкосновенность жилища);Политические права(право на управление делами общества и государства, право избирать и быть избранным, право на обращение в государственные органы, право на свободу объединений, свобода собрания, митингов, уличных шествий, демонстраций);Экономические социальные и культурные права (право трудящихся на отдых, право собственности, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование.

 

29.Историческое развитие конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Институт прав и свобод человека является центральным в конституционном праве. В истории обществен­ной мысли и в юридической литературе дискутируются два основ­ных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно перво­му, естественно-правовому, подходу права человека и гражданина – это его естественные прирожден­ные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания госу­дарством, т. е. неотчуждаемые, а с другой – связывающие государ­ство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т. к. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Однако естественно-правовая доктрина становления природы прав человека не являлась и не является Ей вот уже несколько столетий противостоит второй – позитивистский подход, который исходит из того, что права человека производны от государства. Оно (государство) по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т. е. «дарует» их человеку и гражданину, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции1.

Зарождение идей прав человека, возникновение принципа гражданства в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах и Риме) явились крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Полисная демократия породила первые ростки явления, которое получило название «права человека».

В период средневековья в феодальном обществе права и свободы человека были крайне ограничены. Первые попытки по ограничению власти и прав монархии в результате противостояния короля, баронов и рыцарства были предприняты в Англии с принятием в 1215 г. Великой Хартии Вольностей.

Принятая в период формирования буржуазного строя в Англии Петиция о праве 1628 г. возлагала на короля определенные обязанности по защите подданных от произвола королевской администрации.

В Билле о правах человека 1689 г. в Великобритании устанавливалась свобода выборов в парламент, свобода слова и прений в нем, а также право обращения подданных с петициями к королю.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека осуществлялось на американском континенте. В Декларации прав Вирджинии 1776 г. провозглашался гуманистический заряд, в соответствии с которым все люди по природе являются в равной степени свободными, независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу, правом на стремление к счастью и безопасности.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), внесены фундаментальные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но международного права.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах текущего законода­тельства. В то же время конституционное законодательство содер­жит основные права, свободы и обязанности, образующие конститу­ционный статус личности.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представ­ляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел 2) Конституции Республики Беларусь в количестве 91 нормы, выступают как некое еди­ное целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридичес­кое равенство, содержание которого составляют:равенство прав;равенство обязанностей;равенство перед законом и судом.

По общему правилу классификация прав и свобод человека и граж­данина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна, так как одно и то же право, обязанность и свобода могут принадлежать к другим классификационным группам. Так, в зависимости от носителя субъекта права и свободы человека и гражданина делятся на:→права и свободы человека;→права и свободы гражданина.

В зависи­мости от вида субъекта, права и свободы человека и гражданина делятся на:индивидуальные;групповые (коллектив­ные).

По генезису права и свободы человека и гражданина делятся на:естественные (прирожденные);производ­ные от них (сформулированные в международных пактах).

По характе­ру образования права и свободы человека и гражданина делятся на:основные (конституционные);дополнительные (конкретизирующие).

Как известно, правовой статус человека и гражданина вклю­чает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Изуче­ние содержания действующей Конституции Республики Беларусь свидетельствует о значительном сокращении норм, закрепляющих только обязаннос­ти, возложенные на граждан.

 

30.Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Конституционные права, свободы человека и гражданина имеют базисный характер. Они закреплены во втором разделе Конституции – «Личность, общество, государство». Права, свободы человека и гражданина определяют возможности личности пользоваться благами в различных сферах.

Понимание природы прав человека основывается как на естественно-правовом, так и на позитивистском подходах. Естественно-правовая теория исходит из признания наличия прав у индивида в силу природы самого человека, а позитивистская определяет их как благо, даруемое государством. В настоящее время признаются как естественный характер прав человека, так и необходимость их обеспечения со стороны государства, что выступает в качестве высшей цели его деятельности. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законами.

Наиболее распространенной классификацией является деление прав и свобод человека исходя из сфер проявления человеческой деятельности. Выделяют гражданские (личные), политические, социально-экономи-ческие, культурные права и свободы.

К гражданским (личным) правам и свободам относят: право на жизнь; право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности; презумпция невиновности; невозможность принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; право на личную жизнь; неприкосновенность жилища и иных законных владений; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; право на создание семьи и заключение брака; идр

Политическими правами и свободами в Республике Беларусь, как правило, обладают только ее граждане. К таким правам и свободам относят: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным; право на обращение в государственные органы; свобода ассоциаций; свобода проведения массовых публичных мероприятий (митингов, собраний и т. д.); свобода печати и информации; право на равный доступ к любымдолжностямвгосударственных органах.

Реализация социально-экономических и культурных прав находится во многом в зависимости от уровня развития национальной экономики. К этому перечню прав личности относят: право на труд; на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда; на отдых; на собственность; на жилище; на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду; на образование; на социальное обеспечение; на участие в культурной жизни.

Обязанности личности являются оборотной стороной прав и свобод. Конституционные обязанности устанавливают необходимость для индивида придерживаться определенного поведения.

К конституционным обязанностям относят: необходимость соблюдения Конституции, законов и уважения национальных традиций; уважение достоинства, прав и свобод других лиц; участие граждан в финансировании государственных расходов; охрану природной среды; защиту Республики Беларусь; бережное отношение к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям.

 

31.Личные права и свободы человека и гражданина.

Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и в порядке, установленных законом. Лицо заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жесткому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а так же без его согласия подвергаться медицинским и иным опытам.  

Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.  

. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Каждый, кто находится на территории РБ, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Каждый обязан беречь историко-культурное наследие, духовное наследие и другие национальные ценности.. Охрана природной среды – долг каждого. Граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Защита РБ – обязанность и священный долг гражданина РБ.

32Политические права и свободы человека и гражданина.

Политические права и свободы позволяют гражданам принимать уча­стие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами общества и государства, оказывать влияние на власт­ные структуры. В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как челове­ку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Политические права и свободы могут быть реализованы как индиви­дуально, так и через объединение с другими гражданами. Эта категория прав укрепляет взаимосвязь гражданина с обществом и государством и позволяет каждому гражданину почувствовать себя ответственным за все, что происходит в государстве.

К числу политических прав и свобод относятся следующие:

1) свобода мнений и убеждений (ст. 33 Конституции).

2) право на получение и распространение информации (ст. 34 Консти­туции).

3) свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст. 35 Конституции).

4) свобода объединений (ст. 36 Конституции). Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение уси­лий, т.е. создание разного рода союзов и организаций, способных выяв­лять, выражать и представлять коллективные интересы;

5) право на участие в решении государственных дел (ст. 37 Конститу­ции). Данное право развивает содержащееся в Конституции положение о том, что единственным источником власти в Республике Беларусь являет­ся народ.

6) право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции). Данное право - важнейший демокра­тический институт, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Оно регулируется Избирательным ко­дексом Республики Беларусь;

7) право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39 Конституции).

8) право на обращение в государственные органы (ст. 40 Конститу­ции). Граждане Республики Беларусь имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные послания в государст­венные органы и органы местного самоуправления.

Вышеназванные политические права и свободы в полной мере соот­ветствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах.

 

33.Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возмож­ность защищать свои жизненные интересы.

В экономических, социальных и культурных правах раскрываются важная роль и значение социального правового государства. Эти права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к ко­торому должно стремиться государство в своей политике.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свободотносятся следующие:

1) право на труд (ст. 41 Конституции).

2) право на справедливое вознаграждение за выполненную работу (ст. 42 Конституции). Справедливая доля вознаграждения гарантируется в соответствии с количеством, качеством и общественным значением тру­да, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свобод­ное и достойное существование.

право на отдых (ст. 43 Конституции). Содержанием права на отдых является возможность человека самостоятельно распоряжаться своим свободным временем по своему усмотрению. П

4) право собственности (ст. 44 Конституции). Содержание права собственности включает возможность человека из­влекать выгоду из принадлежащих ему на праве собственности матери­альных и нематериальных благ и тем самым удовлетворять свои потреб­ности.

5) право на охрану здоровья (ст. 45 Конституции).

6) право на благоприятную окружающую среду (ст. 46 Конституции).

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспе­чения экологической безопасности, устойчивого экономического и соци­ального развития общества.

7) право на социальное обеспечение (ст. 47 Конституции). Конститу­ция Республики Беларусь гарантирует гражданам право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудо­способности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством;

8) право на жилище (ст. 48 Конституции).

9) право на образование (ст. 49 Конституции). Ограничения права на образование могут устанавливаться только законом

10) право на участие в культурной жизни (ст. 51 Конституции). Право на участие в культурной жизни включает знакомство людей с результата­ми творчества друг друга, общение в духовной сфере, повышение уровня культуры, образования, интеллекта.

 

34.Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

 Гарантии прав, свобод человека и гражданина - это средства, которые обеспечивают их реальное существование , т.е. существование не на словах, а на деле.

Среди гарантий прав, свобод человека и гражданина есть: а)международные (наднациональные) гарантии (например, деятельность Европейского суда по правам человека );

б)внутригосударственные (национальные) гарантии: экономические, политические, юридические, организационные, культурные(духовные).

Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п.

Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п.

Юридические гарантии предполагают ,в частности, эффективную деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод. Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п. - составная часть процессуальных гарантий как системы соответствующих, предусмотренных законом юридических средств ,обуславливающих надлежащее отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, служащих обеспечению реальности прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в уголовном и гражданском процессе.

Организационные гарантии предполагают, в частности, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды.

Культурные (духовные) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры.

 

35.Формы защиты конституционных прав человека и гражданина в Республике Беларусь.

 В ст. 2 Конституции Республики Беларусь зафиксировано положение о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства. В соответствии со ст. 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением Конституции является признание в ней равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов (ст. 22 Конституции Республики Беларусь). Это означает, что все граждане независимо от социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что она содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. Гарантии прав, свобод и обязанностей граждан — это условия и средства, которые обеспечивают их осуществление. Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей. Первый уровень - это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уро-вень — это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в ст.ст. 58-62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Важной гарантией выступает норма, согласно которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необ-ходимые меры для осуществления и Защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60 Конституции Республики Беларусь); С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи: 1. Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна только в условиях демократического правового государства. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь признает его таковым. 2. Важной государственной гарантией является признание прав и свобод человека непосредственно действующими: 3. Признается приоритет прав и свобод человека и гражданина. 4. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

 

36.Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.

В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства».

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь
«О гражданстве Республики Беларусь», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

В силу важности института гражданства, он включен в первый раздел Конституции Республики Беларусь «Основы конституционного строя», и в частности, в статью 10. В соответствии с ней:«Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами;

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом».

Защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь, находящимся за ее пределами, призваны оказывать Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за границей. В соответствии с действующим законодательством они обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Беларусь могли пользоваться правами, предоставленными им законодательством государства, в котором они находятся, международными договорами.

Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

В соответствии с частью третьей комментируемой статьи Конституции гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству. Исключение допускается только на основании международных договоров Республики Беларусь.

Гражданами Республики Беларусь являются:лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь».

 

37.Принципы гражданства.

 Гражданство Республики Беларусь основывается на ряде принципов, которые закреплены Конституцией и Законом «О гражданстве Республики Беларусь»:

каждый имеет право на гражданство. Данный принцип выражается, во-первых, в том, что любое лицо, независимо от национальности, (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носит открытый и свободный характер; во-вторых, в наличии такой формы приобретения, как прием; в- третьих, в наличии достаточно простых и доступных оснований приобретения гражданства;

гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения. Суть данного принципа состоит в том, что законодательство Республики Беларусь не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Республики Беларусь по различным основаниям;

никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданства вопреки его воле. В то же время Конституция и Закон закрепляют право гражданина по его желанию изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу;

гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, т.е. оно приобретается исключительно на добровольной основе;

заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства. Суть данного принципа состоит в том, что наше государство способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений;

государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами (содержание данного принципа было изложено выше);

принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством;

неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в не связанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории другого государства гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина Республики Беларусь за ее пределы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...