Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о педагогических технологиях  




Методика преподавания биологии тесно соприкасается с такими понятиями, как «технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «образовательные технологии». Применительно к педагогике понятие «технология» можно трактовать как совокупность методов. Технология представляет собой особое предписание, инструкцию о содержании, составе и порядке действий по осуществлению деятельности. С учетом того, что система образования является основной для разработки педагогической технологии, можно определить педагогическую технологию как проект и реализацию системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развитие личности учащихся. Проектирование в сфере образования не сводится только к планированию и конструированию обучающих систем, а выполняет также методологическую функцию, является средством стимулирования психического развития учащихся. Кроме того, проектирование является способом формирования учебной деятельности, способом педагогического управления.

По определению М.М. Левиной, педагогическая технология это теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и система необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся. По определению других педагогов, педагогической технологией следует считать планирование и применение системы средств в образовательном процессе для достижения необходимого результата.

Каким бы автором ни давалось определение педагогической технологии, все авторы отмечают три важные позиции:

1) планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика;

2) программирование всего процесса обучения: строгая последовательность действий учителя и создание условий для научения;

3) упорядоченность действий, гарантирующая успех.

Главная функция педагогических технологий – проектирование и реализация образовательных целей обучения и развития личности, создание различных моделей обучения, характеризующих основные принципы обучения, отражающих методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного обучения. Педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система служит основой для разработки технологий. Перевод предметного (например, биологического) знания в систему управления учебной деятельностью называется технологией обучения. Технология обучения – один из видов педагогических технологий. Она выражает необходимые условия для развития учебной деятельности, формирования активности учащегося. Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся с учетом специфики предмета изучения и интеллектуальных возможностей учащихся.

Если методическая система отвечает на вопросы — «чему учить?», «зачем учить?» и «как учить?», то технология обучения отвечает на вопрос: «как учить результативно?». Следовательно, технология обучения является основной частью методической системы.

Технология обучения занимает промежуточное положение между теорией и практикой, обеспечивая систематизацию способов и средств педагогического управления учебным процессом при сопряженной деятельности учителя и учащегося. Методика преподавания и учитель, интегрируя все основополагающие положения теории обучения, технологии обучения, содержание предметной области знаний, цели, методы и средства, специфику каждого конкретного класса, реализуют на практике этот сложный и важный для личности и общества процесс обучения в средней школе. Технология обучения, техника обучения, методика обучения – это области педагогического знания об управлении учебной деятельностью, различающиеся между собой по уровням обобщения и функциям.

Вопросы для самоконтроля

1 Какие условия могут повлиять на целеполагание и определение конкретных задач в методике преподавания биологии?

2 Какие принципы лежат в основе методики преподавания биологии?

3 Сравните программированное и информатизационное обучение биологии.

4 В чем заключаются особенности мультимедийного обучения биологии? Какое значение имеют мультимедийные лабораторные работы и экскурсии?

5 Что включают общая и частные методики обучения биологии?

6 Раскройте взаимосвязь общепедагогических и специфических методико-биологических принципов организации процесса обучения биологии.

7 Какова роль закономерностей образовательного процесса в методике преподавания биологии?

8 Какова главная функция любой педагогической технологии?

Темы для выполнения рефератов

1 Анализ целей методики преподавания биологии и их связь с целями и задачами современной отечественной общеобразовательной школы.

2 Значение теоретического биологического материала в курсе методики преподавания биологии.

Практические задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1 Проанализируйте содержание журналов «Биология в школе» за последний год и отметьте современные проблемы школьной биологии, отраженные в них.

2 Какой из дидактических принципов обучения биологии вы считаете наиболее важным? Почему?

 

Семинарское занятие №3

 

Тема: Современные проблемы методики преподавания биологии

Цель занятия:углубить знания студентов об актуальных проблемах методики преподавания биологии, связанных с деидеологизацией целей биологического образования и реализаций новых образовательных стандартов.

 

Задачи: 

- дидактические: расширить представления студентов о новых методологических ориентирах, позволяющих рассматривать теорию и методику обучения биологии как особое образовательное пространство и среду для самоопределения учащихся; углубить знания о целях и задачах обновленной методики преподавания биологии, о ее закономерностях и принципах; выяснить, в чем различие и сходство между разными видами обучения биологии; закрепить знания о значении теоретического материала в курсе методики преподавания биологии;

- развивающие: развивать умение анализировать цели и задачи действующих учебных программ по биологии; развивать интерес к методологическим исследованиям;

- воспитательные: формировать гражданскую позицию в современном обществе на основе знаний законов биологии; воспитывать любовь к будущей профессии.

 

Обсуждаемые вопросы

1 Цели и задачи методики преподавания биологии в современном биологическом образовании.

2 Основные закономерности и принципы, лежащие в основе методики обучения биологии.

3 Виды обучения биологии.

4 Технология и теория обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...