Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук




Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….. 6
1 Введение в методику преподавания биологии………………………………. 7
1.1 Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук………..   7
1.2 Основные исторические вехи возникновения, становления и развития методики преподавания биологии в России………………………………….   10
2 Актуальные проблемы методики преподавания биологии………………… 26
2.1 Цели и задачи методики преподавания биологии в России…………….. 26
2.2 Главные принципы и закономерности методики преподавания биологии 28
2.3 Виды обучения биологии………………………………………………….. 30
2.4 Понятие о педагогических технологиях………………………………….. 32
3 Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе……………………………………………………   37
3.1 Основы содержания школьного биологического образования………… 37
3.2 Цели и задали современного биологического образования……………. 38
3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе……… 41
3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»……………. 42
3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе……………………………………………………………………………   44
3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования……. 47
3.7 Основные компоненты содержания школьного биологического образования……………………………………………………………………………   48
4 Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………   52
4.1 Понятие как главная дидактическая единица в школьном предмете «Биология»………………………………………………………………………   52
4.2 Содержание биологических понятий……………………………………… 53
4.3 Теория развития биологических понятий…………………………………. 54
4.4 Экологические понятия в школьном предмете «Биология»…………….. 56
4.5 Методика развития понятий в процессе обучения биологии……………. 58
5 Роль деятельности в процессе обучения биологии…………………………. 63
5.1 Деятельность как один компонентов содержания биологического образования………………………………………………………………………….   63
5.2 Управление интеллектуальным развитием учащихся в процессе их обучения биологии…………………………………………………………………   66
5.3 Способы деятельности в содержании обучения биологии……………….. 68
5.4 Особенности методики формирования умений и навыков в  обучении биологии………………………………………………………………………….   70
6 Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии………….. 74
6.1 Воспитательный потенциал биологической науки и школьного предмета «Биология» …………………………………………………………………   74
6.2 Формирование и развитие мировоззрения в различных формах организации обучения биологии…………………………………………………….   75
6.3 Особенности экологического воспитания в отечественной общеобразовательной школе………………………………………………………………   77
6.4 Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание в процессе преподавания биологии……………………………….   78
6.5 Физическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе преподавания биологии………………………………………………………………..   81
6.6 Половое воспитание учащихся…………………………………………… 83
7 Методы и приемы обучения биологии………………………………………. 88
7.1 Система методов и методических приемов обучения биологии…………. 88
7.2 Характеристика отдельных методов обучения биологии……………….. 90
7.3 Функции методов обучения………………………………………………… 96
7.4 Выбор методов и их развитие…………………………………………… 97
7.5 Методы мультимедийного обучения биологии…………………………… 99
8 Средства обучения биологии………………………………………………… 105
8.1 Общие сведения о системе средств обучения биологии………………….. 105
8.2 Характеристика различных видов наглядных пособий по биологии……. 106
9 Формы организации обучения биологии…………………………………. 111
9.1 Общая система организационных форм обучения биологии в общеобразовательной школе. Факторы, влияющие на выбор форм обучения……..   111
9.2 Урок как главная форма обучения биологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….   114
9.3 Экскурсия как форма организации обучения биологии……………….. 125
9.4 Внеурочная работа по биологии как форма организации обучения…. 128
9.5 Домашняя работа учащихся по биологии………………………………… 130
9.6 Особенности внеклассных занятий по биологии………………………….. 132
10 Система контроля знаний в обучении биологии…………………………. 137
10.1 Значение контроля в обучении биологии……………………………… 137
10.2 Формы контроля знаний, умений и навыков по биологии…………… 138
10.3 Виды и методы контроля знаний по биологии……………………….. 141
11 Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе … 147
11.1 Оборудование кабинета биологии……………………………………….. 147
11.2 Организация уголка живой природы…………………………………… 150
11.3 Пришкольный учебно-опытный участок………………………………. 151
Список использованных источников………………………………………… 154

                             

 

 


                           Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Основной целью освоения дисциплины «Методика преподавания биологии» является:  изучение современных представлений об организации образовательного процесса, связанного с изучением биологии в средней общеобразовательной школе. В ходе изучения дисциплины «Методика преподавания биологии» у студентов формируются знания: о целях, задачах, методах, средствах и формах обучения биологии в отечественной школе.

Выполнение практических работ по перспективному, календарно-тематическому и поурочному планированию не всегда возможно в условиях учебной аудитории. Для освоения этих важных функций преподавателя биологии планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «Введение в методику преподавания биологии»; «Актуальные проблемы методики преподавания биологии»; «Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе»; «Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе», «Роль деятельности в процессе обучения биологии», «Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии», «Методы и приемы обучения биологии», «Средства обучения биологии», «Формы организации обучения биологии», «Система контроля знаний в обучении биологии», «Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе». Практические задания, приведенные в конце каждой темы настоящего пособия, должны быть выполнены письменно в отдельной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам рационально организовать такую работу. В конце каждой учебной темы курса приводится план проведения соответствующего семинарского занятия.

На основе сведений, изложенных в предлагаемом пособии, студенты смогут научиться планировать обучение биологии в средней общеобразовательной школе, выбирать методы, средства и формы обучения.


Введение в методику преподавания биологии

Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук

  

Методика преподавания биологии – это наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета «Биология». Наукой называют сферу исследовательской деятельности, направленную на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука содержит знания о предмете изучения, и её главной задачей является как можно более полное и глубокое его познание. Объект исследования выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя. Объектом исследования методики преподавания биологии является образовательный процесс, связанный с данным предметом. Предметами научного познания называют зафиксированные в опыте и включённые в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Предмет исследования методики – цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Перед методикой преподавания биологии стоят задачи:

1) выявление закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования;

2) повышение эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества;

3) разработка рациональных методов, средств и форм обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика преподавания биологии базируется на общих для всех предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Одновременно с этим она объединяет естественнонаучные и биологические, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика преподавания биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора.

Образование учитывает цели социальные (определяются потребностями общества) и цели личности (учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании и в самообразовании).  

Цель общего среднего биологического образования должна учитывать уровень образованности в области биологии, уровень воспитанности, от которого зависит мировоззрение человека, уровень развития ученика, определяющий его познавательные способности и потребности, а также целостность человеческой личности. При осуществлении целеполагания в области биологического образования должны иметь место прогностичность (ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические образовательные ценности) и преемственность в системе непрерывного образования. Важнейшей целью биологического образования является формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Основные задачи методики преподавания биологии следующие:

1) определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

2) разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников с проверкой этих предложений на практике в школе;

3) определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

4) разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

5) разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличие объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря.

К методам преподавания биологии, которые являются средством эмпирического (чувственного) познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели, относятся следующие: наблюдение; педагогический эксперимент; моделирование; прогнозирование; тестирование; качественный и количественный анализ педагогических достижений. Систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение и обобщение относятся к теоретическим методам, позволяющим выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи.

Структура содержания методики преподавания биологии содержит общую и частные методики. Общая методика биологии изучает основные вопросы всех биологических курсов в общеобразовательной школе (цели, задачи, принципы, методы, средства, формы организации обучения биологии). Частные методики рассматривают эти же вопросы применительно к содержанию конкретного курса биологии с учетом возраста учащихся.

Методика преподавания биологии тесно связана с дидактикой. Дидактикой называют раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Если дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов, то методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом специфики школьной биологии.

Методика преподавания биологии тесно связана с психологией, поскольку опирается на возрастные особенности детей (без этого обучение не может быть действенным). Так как дети изучают биологию с 11–12 до 17–18 лет, то в 6–7 классах учитель на одном уроке использует несколько методов, обеспечивая смену видов деятельности, необходимую для учащихся этого возраста. В старших классах (8–11) классах урок нередко проводиться с использованием одного или двух методов для устойчивости восприятия.

Методика преподавания биологии имеет неразрывную связь с биологической наукой. Школьный предмет «Биология» отражает почти все основные области биологии – ботанику, зоологию, физиологию растений и животных, физиологию человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез. Чтобы правильно объяснить природные явления, распознавать, определять и препарировать живые природные объекты, учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка. Основное различие между школьным предметом и биологической науки в том, что цель биологической науки получение новых знаний о природе путем исследования, а целью школьного предмета «Биология» является передача учащимся знаний, добытых биологической наукой.

Методика преподавания биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях ее организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

В процессе изучения методики преподавания биологии студенты учатся преподавать. Для этого им передается система знаний и опыт, накопленные наукой в ходе изучения учебного предмета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...