Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели и задачи методики преподавания биологии в России




Современный этап развития общества требует изменений в целевых установках развития личности учащегося. В общем виде обновленные цели методики преподавания биологии могут быть сформулированы следующим образом:

1)обеспечить овладение базовыми знаниями основ биологии в их обобщённом, дидактически обоснованном виде;

2) ознакомить с линейными и интегрированными учебными курсами биологии в различных образовательных системах;

3)развивать понятия о формах и методах предметного учебно-воспитательного процесса в системе общего образования;

4)обучить умениям конструировать систему уроков, отдельных тем уроков, экскурсий;

5)обеспечить овладение методическими навыками проведения демонстрационного и лабораторного школьного эксперимента;

6)сформировать навык анализа концепций учебных программ и содержания различных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других материалов; подготовить разработки учебных пособий, обеспечивающих наглядность в обучении.

Обновление целей обучения обусловлено несколькими факторами. Например, сняты установки на атеистическое, идейно-политическое, коммунистическое и политехническое воспитание, то есть, проведена деидеологизацией целей. Образование стало частью культуры. Взамен введены новые целевые установки:

1) изучение путём познания мира с точки зрения науки, искусства и религии; их рассмотрение при ознакомлении с объектами и явлениями в курсе биологии;

2) взаимное дополнение тенденций гуманитаризации и технологизации в обществе и системе образования в предметном обучении;

3) определение моральных и материальных ценностей современного мира, а также роли естественных наук в создании общечеловеческих ценностей и инициировании конфликтов;

4) обновление профессиональных характеристик различных типов профессий: человек-человек, человек - знаковая система и др.;

5) умение донести естественнонаучные сведения до учащихся и выявить их профессиональные склонности в предметном обучении, способствовать адекватному выбору учащимися будущей профессиональной деятельности;

6) модернизация школьного биологического образования, обусловленная достижениями науки и практики в области биологии;

7) становление экологического образования как интегрирующего компонента в естественнонаучном предметном обучении;

8) формирование гражданской позиции в современном обществе знаний на основе знаний законов естественных наук и биологии.

Еще один важный фактор влияния на целеполагание в биологическом образовании – высокая вариативность в области естественнонаучного образования. Большое значение имеют комплексный психолого-методический и личностно-деятельностный подходы в обучении. Осуществление этих подходов на практике предполагает многоуровневое проектирование, которое в рамках методики преподавания биологии выглядит следующим образом:

1) содержательное ядро обучения – принципы отбора и построения учебного содержания и его инвариантные теоретические основы;

2) уровень моделирования и отражения объектов познания, обусловленный спецификой объектов изучения биологии;

3) уровень внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний;

4) уровень развития личности в предметном обучении;

5) уровень планируемых результатов развивающего обучения.

Уровневая организация целей требует соответствующей методической системы их достижения. Ведущее место в названной системе принадлежит интерактивным педагогическим технологиям, элементы которых широко применяются в педагогической практике многими учителями российских школ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...