Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Общая характеристика метода




Марианна Лынская

Преодоление алалии

И задержки речевого развития

У детей

Метод сенсорно-интегративной логотерапии
Конспекты занятий

 

 

 

Издательство «ЛОГОМАГ»
Москва

2015

 



Марианна Лынская

Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей

Метод сенсорно-интегративной логотерапии


Конспекты занятий

 

 

Издательство «ЛОГОМАГ»
Москва

2015

УДК 376.1.015.3-053.2
ББК 74.3+88.41

Л 88

 

 

Лынская М.И.Преодоление алалии и задержки речевого  развития  у  детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - с.90

 

Под редакцией к.п.н; профессора Шаховской С.Н.

Рецензенты:

Балакирева А.С- К.П.Н., логопед НПЦ медицинской помощи детям ДЗ г. Москвы, эксперт АК ФМБА России

Ромусик М.Н.- К.П.Н., доцент кафедры дошкольной дефектологии МПГУ

 

Издание представляет собой практикоориентированное методическое пособие, отражающее многолетний опыт работы автора с детьми, страдающими алалией и задержкой развития речи. В пособии представлено обоснование и методическое наполнение метода сенсорно-интегративной  логотерапии, разработанного автором. Логопед, педагог профиля или родитель сможет использовать данное пособие, поскольку содержание работы представлено в виде конспектов занятий в едином цикле, позволяющим вызвать речь у неговорящего ребенка.

 

© Оформление ООО «ЛОГОМ АГ»




ISBN 978-5-905025-38-9

 

 

Оглавление

Введение. Общая характеристика метода …………………………...............….4

Как возник метод «сенсорно-интегративной логотерапии»?..............................5

Какие они - неговорящие дети современности? …………………………………6

Организация занятий ………………………………………………………………7

Основные принципы работы ………………………………………………….......9

Занятие 1. «Осень» ………………………………………………………………12

Занятие 2. «Фрукты - ягоды» ……………………………………………………17

Занятие 3. «Опыты» ……………………………………………………………..22

Занятие 4. «Чаепитие» …………………………..…………………………......26

Занятие 5. «День радуги» …………………………………………….…….......29

Занятие 6. «Кулинарные изыски» ………………………………………………33

Занятие 7. «Зима» ………………………………………………………………..37

Занятие 8. «Среда обитания» …………………………………………………..40

Занятие 9. «Цветы» ………………………………………………………………43

Занятие 10. «Весна» ……………………………………………………………..46

Занятие 11. «Феи и пираты» …………………………………………………….51

Занятие 12 «Ароматный мир» ………………………………………………….54

Занятие 13 «Путешествие на море» ………………………………………........57

Занятие 14 «лето» ………………………………………………………………..60

Занятие 15. «Праздник речи» …………………………………………………...62

Приложение 1. Примерный перечень заданий для логопедических

квестов ..................................................................... …………………………..66

Приложение 2. Пример игрового занятия на формирование навыка

употребления винительного падежа ...................... …………………………..67

Приложение 3 Варианты сенсорных коробок и ванн для использования

во время «сенсорной диеты» ………………………………………………….....68

Рекомендованная литература: …………………………………………………...70

 

Посвящается моей семье: мужу, являющемуся соавтором
многих игр в этой книге, и моим детям, вдохновляющим меня
на подобные выдумки



Введение. Общая характеристика метода

Согласно данным нашего многолетнего исследования среди детей с алалией и задержкой речевого развития часто встречаются дети с дисфункцией сенсорной интеграции и/или с недостаточной мотивацией к речи. Таким образом, предположить, что причиной отсутствия речи у них является недоразвитие предпосылок к ее возникновению. Как показал наш опыт индивидуально-коллективной работы с такими детьми формирование мотивации и работа, воздействующая на базовые уровни сенсорной интеграции, в комплексе с традиционными приемами логопедической работы позволяет влиять на глубинные механизмы речи, дальнейшее развитие которой происходит по законам онтогенеза, но в более поздние сроки. Использование описанных в данном пособии технологий предотвращает возникновение «кабинетного эффекта», при котором ребенок использует вербальные средства коммуникации только в знакомой ему ситуации, например, в кабинете логопеда. Методика не предполагает традиционной специальной системы занятий по формированию фразовой речи, так как она возникает у детей спонтанно на основе сформированных в процессе занятий базовых концептов лексики и грамматики, получающих воплощение сначала в во внутреннем лексиконе и грамматических показателей, а впоследствии в объеме как пассивного, так и активного лексикона и употреблении грамматических форм.

Пособие посвящено начальным этапам логопедической работы с детьми, имеющими алалию и задержку речевого развития, начиная с возраста 2 лет, намеренно не включается описание системы работы на более поздних этапах.

Нужно признать, что в своей практике мы не работали с детьми, имеющими первичные нарушения анализаторных систем (слуха, зрения), однако методика приносила плоды не только при алалии и задержке речевого развития, но и при системном недоразвитии речи в результате нарушений интеллекта, при расстройствах аутистического спектра.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке пособия всем неговорящим детям и их семьям, с которыми нам посчастливилось работать; своим учителям с.н. Шаховской, Г.В. Бабиной, В.И.Селиверстову, И.И. Панченко и др., а также коллегам-логопедам Башиной М.Д и Бочковой
А.А.

Как возник метод «сенсорно-интегративной
логотерапии»?

 

Мы называем предлагаемый авторский биоадекватным, т.к. выбор составляющих его технологий основан на психофизиологических, возрастно- психологических и онтогенетических в плане речевого развития механизмах. большинство методик, предложенных для работы с детьми, имеющими алалию, ориентированы на детей старшего дошкольного возраста, либо предлагают использовать зрительные и слуховые образы (еще
недостаточно развитые у детей 3-4 лет) в качестве опорных для компенсации нарушения. Однако именно в этом возрастном периоде к логопедам чаще всего обращаются родители неговорящих детей за помощью. Регулярно встречаясь с такими детьми, мы пришли к необходимости разработки системы занятий с ними, основанной на более глубинных, ранних механизмах развития, которые не потребуют той степени произвольности от детей, которая необходима для использования традиционных методик, а также стимулирующие вербальное общение без обращения к альтернативным средствам коммуникации.

Обращаясь к теории сенсорной интеграции, мы опираемся на развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений, а именно: проприорецептивных, тактильных, вкусовых и обонятельных. Значение тактильного, вкусового и обонятельного модусов перцепции подчеркивается в исследованиях по когнитивной лингвистике, в которых утверждается, что значительная часть лексики в языковом сознании возникает на основе перцептивных операций в области тактильной, вкусовой и обонятельной модальностей. Мы предполагаем, что развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия напрямую влияет на развитие мотивации к речи. С одной стороны развитие тактильного восприятия, организация сенсорной диеты и приведение в действие новой родительской стратегии (метод предполагает тесную взаимосвязь в работе с психологом-психотерапевтом) по развитию контакта с ребенком позволяют удовлетворять базовые потребности ребенка, лежащие в основе мотивации.
С другой стороны, опираясь на понимание физиологического процесса иррадиации в нервной системе, мы предполагаем, что активизация центра обоняния, расположенного в непосредственной близости от центра мотивации в подкорковых структурах мозга, непосредственно влияет на стимуляцию последнего.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...