Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая характеристика больного с РЗР.




Познавательные процессы:

· ощущение, восприятие, внимание, память, сознаниеинтактны, диагностически незначимы. Преобладают нарушения эмоционально-волевой и мыслительных сфер. Деятельность индивида, которая должна быть целесообразной, целеобусловленной и целенаправленной при РЗЛ теряет эти свойства;

§ мышление – нарушения мышления в виде относительного аффективного слабоумия, нарушение прогнозирования и опоры на прежний опыт;

§ эмоции– нарушения эмоционального реагирования на события, нарушение самоконтроля;

§ воля и мотивация– имеет место «сдвиг мотива на цель»: средства превращаются в цель с приобретением ими самостоятельных мотивов. При РЗЛ аномальные мотивы, превращаясь в цель, нарушают побуждения к какой-либо деятельности. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценивать возникающую ситуацию, увидеть её в развёрнутой перспективе, неумение поставить посильную реальную цель, достижение которой приблизит в будущем достижение идеальной.

 

Нарушение целеобразования, целевой структуры деятельности (по Б.С. Братусю) патогномонично для РЗЛ. Характерны высокие представления о своей ценности, завышенные требования к жизни, невозможность смириться с отсутствием жизненных благ, нежелание прикладывать необходимые усилия для достижения этих благ, что оправдывается отсутствием необходимых качеств. Лица с РЗЛ либо ставят слишком далёкие нереальные цели, либо движимы мотивацией избегания неудач, для лиц с РЗЛ типично прямое следование случайно возникшей ситуации без учёта вероятностного прогноза;

§ интеллект –формально - «норма», реально - «относительное слабоумие», аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний;

§ сознание – нарушения не типичны.

 

МДП (маниакально-депрессивный психоз).По МКБ-10 – биполярное расстройство.

 

МДП –это заболевание, для которого характерно наличие депрессивных и маниакальных фаз. Фазы разделены периодами (интермиссиями) с полным исчезновением психических расстройств. МДП чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Выделяют следующие формы МДП:

 

1. Циклофрения (выраженная форма).

2. Циклотимия (мягкая, ослабленная форма).

Депрессивные фазы протекают в несколько раз чаще, чем маниакальные.

 Для депрессивной фазы характерны следующие симптомы: подавленное настроение (депрессивный аффект); интеллектуальное торможение (заторможенность мыслительных процессов); психомоторное и речевое торможение.

 Для маниакальной фазы характерны следующие симптомы: повышенное настроение (маниакальный аффект); интеллектуальное возбуждение (ускоренное протекание мыслительных процессов); психомоторное и речевое возбуждение.

Проявления МДП могут встречаться в детском, подростковом и юношеском возрасте. В каждом возрасте при МДП имеются свои особенности.

У детей до 10 лет в депрессивной фазе отмечаются: вялость, медлительность, малоразговорчивость, пассивность, растерянность, усталый и нездоровый вид, жалобы на слабость, боли в голове, животе, ногах, низкая успеваемость, трудности в общении, нарушения аппетита и сна.

У детей в маниакальной фазенаблюдаются: лёгкость появления смеха, дерзость в общении, повышенная инициативность, отсутствие признаков усталости, повышенная подвижность.

В подростковом и юношеском возрасте депрессивное состояние проявляется заторможенностью моторики и речи, снижением инициативы, пассивностью, утратой живости реакций, чувство тоски, апатии, скуки, тревоги, забывчивостью, склонностью к самокопанию, повышенной чувствительностью к отношению со стороны ровестников, суицидными мыслями и попытками.

В подростковом и юношеском возрасте маниакальное состояние проявляется расторможенностью, развязностью, дурашливостью, нереалистичностью стремлений и действий, частой сменой увлечений.

Методы экспериментально-психологического исследования при отдельных психических заболеваниях.

Приведём некоторые из них:

 

Для исследования больных шизофренией используются: «Классификация предметов», «Исключение предметов», «Образование аналогий», «Сравнение и определение понятий», толкование переносного смысла пословиц и метафор, пиктограмма, решение задач.

Для исследования больных с эпилепсией используются: таблицы Шульте, «Классификация предметов», «Исключение предметов», «10 слов».

Для исследования больных с олигофренией используются: школьный тест умственного развития (ШТУР),«Классификация предметов», «Исключение предметов», «Образование аналогий», «Сравнение и определение понятий», тест Векслера, тест Равена.

Для исследования больных с органическимипсихическими расстройствами используются: «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Сравнение и определение понятий», корректурная проба, счёт по Крепелину, таблицы Шульте.

Для исследования больных с расстройствами зрелой личности используются: личностный опросник Айзенка, MMPI, тест Кетелла, Розенцвейга, исследование уровня притязаний.

Для исследования больных с МДП используются: MMPI, тест Кетелла, шкалы Спилбергера-Ханина, Тейлора, Шихана, опросник Бека, тест Люшера.

 

Лекция № 6. Тема: «ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА».

Вопросы:

1. Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.

2. Особенности патопсихологических нарушений у больных с эпилепсией.

3. ЧМТ и патопсихологические проявления у пациентов.

4. Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.

 

Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.

  Органические психические расстройства или нарушения психической деятельности органического генеза являются следствием черепно-мозговых травм, сосудистых поражений головного мозга (ГМ), инфекций, интоксикаций, опухолей, возрастных инволюционных изменений морфологических структур головного мозга.

     Это имеет своё отражение в МКБ-10, согласно которой к ним относятся: 1) деменции при атрофических процессах ГМ, связанные с болезнями Альцгеймера, Пика; 2) сосудистые деменции (следствие церебрального атеросклероза); 3) психические расстройства различной степени выраженности, обусловленные органическими (непсихогенными) причинами (ЧМТ, инфекциями и интоксикациями ГМ, опухолями). 

При органических заболеваниях ГМ чаще других отмечаются следующие признаки:

o повышенная истощаемость;

o снижение памяти;

o инертность мышления и снижение уровня интеллектуальных процессов;

o пассивность в деятельности и сужение круга интересов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...