Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль и задачи медицинской психологи в профессиональной подготовке психолога.
Роль медицинской психологии заключается не только в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными, в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении, но и предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности. Она широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней. Основная цель преподавания медицинской психологии сводится к воспитанию у студентов гуманизма, высокой медицинской культуры, этических норм и широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода в коррекции состояния больного человека. Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях. Медицинская психология должна разрабатываться в связи с актуальными задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами.
Общая и частная медицинская психология. Особенностями медицинской психологии сегодня являются всё большая дифференциация на различные направления и расширяющиеся связи с другими областями знаний. По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию. Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы: 1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений. 2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния. 3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы. 4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны. 5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного. 6. Общую психотерапию. Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно: 1) особенности психических процессов у психических больных (приложение №1); 2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период; 3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.); 4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.); 5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы; 6) психику больных алкоголизмом и наркоманией; 7) частную психотерапию. Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика. Патопсихологияизучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы). Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга. Психосоматикаизучает влияние психики на возникновение соматических проявлений. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный. На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: соотношение социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психических процессов; развитие и распад психики; роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.
Лекция № 2. Тема: «ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Вопросы: 1. Средства современной медико-психологической диагностики. 2. Клиническое интервью: модель, принципы, методы воздействия на пациента. 3. Недостатки и преимущества тестовой диагностики. 4. Особенности, задачи и принципы экспериментально-психологического исследования. РоР
Средства современной медико-психологической диагностики.
Сфера общего интереса психиатрии и медицинской психологии – диагностический процесс. Диагноз психиатра должен быть подкреплён «патопсихологической верификацией». В настоящее время ситуация в медицинской практике складывается так, что диагностический процесс полностью отдаётся на откуп психиатрам. Врач-психиатр зачастую ищет симптом психического заболевания, а не дифференциацию его от психологического феномена. Психолог работает только с тестами. В некотором роде он представляет собой «гадалку», «фокусника» от которого окружающие ожидают чуда.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика по своему качеству разделяются на 2 группы методик: · малоформализованные (наблюдения, клиническое интервью, анализ продуктивности деятельности). · высокого уровня формализации (методики типа функциональных проб, опросники, тесты, проективная техника, психофизиологические методики);
Основными методами медико-психологического исследования являются: 1) наблюдение; 2) клиническое интервьюирование; 3) экспериментально-психологические методы исследования, в том числе - методы оценки эффективности психокоррекционного воздействия. Наблюдение Одним из наиболее типичных способов работы медицинского психолога – слежение за объектом (человеком, группой) в ожидании, когда интересующие исследователя явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать. Наблюдение - способ работы, при котором медицинский психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение у пациента. Наблюдение является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода. Однако этот принцип определяет как достоинства, так и недостатки метода наблюдения. Достоинством метода является то, что пациент-объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и ведет себя естественно. Недостатками метода являются следующие: Во-первых, исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно может менять общую картину, в которой зачастую теряется та гипотетическая связь между явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования. Во-вторых, исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными. Что именно выделяется и как оценивается зависит от субъективных факторов исследователя. В-третьих, исследователь стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты. Чтобы избежать подобной субъективности наблюдение проводится не одним, а несколькими специалистами, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляют специальные шкалы оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки) и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |