Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Компетенции в учебных курсах
2.Составьте экспертное заключение по результатам сравнения целей традиционной учебной программы и учебной программы, ориентированной на развитие компетентностей студента.
3.Определите технологию организации самостоятельной работы студента, через конкретные шаги.
4. Проанализируйте и обсудите в группе возможность применения портфолио как элемента учета и оценки результатов учебной деятельности студента. Воспользуйтесь предлагаемыми вопросами.
Заключение На основании анализа представленных материалов сделаем несколько обобщающих выводов. 1. Существенными для компетентностного подхода являются следующие положения: · «компетентность» это деятельностная категория, т.е. она проявляется только в определенной деятельности; · компетентность не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себя; · для определения компетентности большое значение имеет контекст, т.е. человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом; · значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность; Компетентность педагога включает в себя наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие объективного представления о себе, мотивации к педагогической деятельности, а также набор личностных качеств, необходимый для осуществления педагогической деятельности, ее коррекции на основе принятых индивидуально или коллегиально решений. Становление каждого компонента связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы. Рассматривая компетентность специалиста в единстве ключевых, базовых и специальных компетентностей, ее развитие и признаки сформированности можно рассматривать как взаимодействие мотивационного, когнитивного, операционно-действенного и рефлексивного компонента в структуре деятельности.
2. В учебных программах нового поколения (ориентированных на развитие компетентностей обучающихся) иначе по сравнению с традиционными расставлены приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как цели программы, затем предлагаются способы их формирования и становления, далее производится отбор информации, которая способствует развитию компетентности. Главная задача, которую должны решить программы нового поколения - перенести внимание с предметного содержания дисциплины на основное условие познания этой предметности - языки её описания и опыт деятельности. В настоящее время очевидна невозможность овладения знанием как совокупностью данных (совокупностью дескриптивных высказываний о предмете знания) и видна необходимость овладения методом получения знания. Благодаря достижениям в области герменевтики, теории коммуникации, философской и логической семантики и др. удалось достаточно ясно показать, что в основе метода познания находится язык, овладение которого позволяет коммуникативному сообществу образованных специалистов "строить" модели реальности, планировать и прогнозировать ситуации. 3. Современные образовательные стратегии подготовки педагогапредусматривают возможности личного участия и развития опыта и способностей студентов; поощрение навыков, важных для проявления гражданских функций на основе принятой и понятой информации (например, таких как принятие решений в социальном контексте, участие в преобразованиях, критическое осмысление концепций и межгрупповое взаимодействие). Целью преподавания является создание сообщества обучающихся путем побуждения студентов к участию, обсуждению, выражению несогласия, принятию на себя рисков и ответственности при принятии решений. Образовательные стратегии, ориентированные на развитие компетенций это, прежде всего: · практико-ориентированное модульное обучение; · обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений); · проектное обучение; · тренинги; · широкий спектр образовательных практик (реальных и имитационных), поддерживающих развитие ключевых компетенций, стратегическое, рефлексивное и критическое мышление. 4. Особое внимание при этом уделяется изменению деятельности преподавателей. Взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой наиболее полно характеризует выражение «динамика происходящего в аудитории». Преподаватели выражают свое положительное или отрицательное отношение через то, как они знакомят с основами предмета и реагируют на вопросы, комментарии и поведение студентов. Динамика происходящего в аудитории характеризуется тем, что студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. В подобных курсах преподаватели и студенты подвергают критическому рассмотрению предвзятые мнения и обмениваются самыми разными представлениями в контексте принятых правил организации процесса, протекающего в учебной группе. В целях развития социальных компетенций на занятиях необходимо организовывать рабочие группы с различным числом участников (обучение в командах). Группы представляют собой форум, где можно получить информацию и создать условия для структурного познания. Именно через групповую работу студенты могут почувствовать себя членами общества, апробировать свои соображения, проанализировать ценности и взгляды, а также приобрести навыки общения, то есть формировать социальные компетенции. Взаимоотношения внутри различных групп, участие в деятельности различных группах будет частью профессиональной деятельности каждого студента, педагога, по мере того, как он включается в разнообразие профессиональной деятельности и решает ее различные задачи. Через работу в группе каждый может в какой-то степени идентифицировать себя как личность и как профессионала. Именно через взаимодействие в группах возникает возможность развивать личностные или межличностные навыки, которые повышают способность принимать обоснованные решения и предпринимать конструктивные шаги в отношении своих действий. Важно также развитие умений работать в группах с различным числом участников. Основное внимание уделяется совместной работе в условиях доверия, терпимости и стимулирования. Познавательному и эмоциональному познанию уделяется равное внимание. Индивидуальному и коллективному процессу познания придается такая же значимость, как и сути содержания обучения. 5. В связи с предлагаемыми изменениями в построении процесса подготовки педагогов с позиций компетентностного подхода меняется и оценка достижений обучающихся. Современный образовательный процесс не может быть монооценочным. С одной стороны, он предполагает оценку различных достижений студента (множественность объектов оценки), с другой стороны, оценка не может осуществляться только преподавателем, в процесс оценивания вовлекается группа студентов и сам обучающийся (множественность субъектов оценки). В настоящее время в мире разработано несколько подходов к оценке компетентности специалиста. В основном они применяются в процессе полноценной профессиональной деятельности, но могут быть перенесены и в образовательную среду. Подчеркнём, что разработанные концепции оценки компетентности предусматривают обязательное наличие у этого процесса двухравноправных «сторон»: - внешнюю, выраженную в «объективизированном» компоненте оценки, когда решение субъектом той или иной тестовой задачи оценивает эксперт. - внутреннюю, выраженную в «субъективизированном» компоненте, когда субъект оценивает себя сам. В структуре базовой компетентности будущего учителя можно выделить три основных аспекта: 1. Решение задач, связанных с изучением и развитием личности ребёнка, ученика; 2. Решение задач, связанных с созданием условий успешного педагогического взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности; 3. Решение задач, связанных с организацией и осуществлением диалога, взаимодействия с возможными партнёрами (индивидуальными, групповыми, коллективными) в образовательной среде. В свою очередь, успешность решения данных трёх групп задач, возможно оценить, используя критерии: - оценки качествличности, необходимых для решения образовательных задач; - оценки процесса и результатов (продуктов) профессиональной деятельности (реальной или смоделированной); - профессиональной и социальной ролибудущего педагога в предлагаемых обстоятельствах. Завершая пособие, отметим, что внедрение компетентностного подхода и связанных с ним гуманитарных технологий в образовательную практику происходит постепенно. Встраивание нового компонента обучения в образовательный процесс может быть произведено следующим образом: · методом /полезных/ вкладов, который заключается в том, что в процесс обучения добавляются новые учебные курсы, где моделируются события (задачи), связанные с решением конкретных проблем, отрабатывающих те или иные компетенции; · аддитивным методом, выражающимся в добавлении нового содержания в традиционные учебные программы без изменения их базовой структуры; · методом трансформации, посредством которого изменяются стратегии образования (внедряются модульные, проектные, кейсовые методы обучения), в результате чего студенты получают возможность рассматривать проблемы, события, концепции и темы в перспективе, что помогает студентам понять, каким образом создается знание; · действенным методом — изменяется образовательная программа в целом (процесс обучения и оценка достижений студентов управляется кредитной системой, где возможная сумма набранных студентом кредитов определяется его участием и ростом опыта приобретения компетенций в различных областях профессионально-познавательной и профессионально-социальной деятельности). В результате чего студенты учатся принимать решения по важным гражданским, социальным и личным проблемам и предпринимают действия, способствующие решению таких проблем. Выбор того или иного варианта зависит от готовности педагогического коллектива к изменениям и от мотивированности на эти изменения. Этот процесс требует определённых усилий, но полученные результаты - достижения студентов – стоят того.
Словарь терминов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |