Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как соотносятся квалификационные требования и результаты образования выпускников профессиональных образовательных программ?




Конкуренция на рынке труда ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Образовательная политика вуза в этих условиях направлена на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.

В определенном смысле этим признана необходимость в выработке национальных и, даже в большем масштабе, международных норм оценки качества образования.

В Европе социальное единство в образовании, необходимое на различных уровнях, является предметом деятельности Совета Европы. Формирование единого европейского пространства высшего образования связано с Болонским процессом, который определил приоритеты и ориентиры унификации образовательных уровней и стандартизации образовательных программ, а также формы и методы контроля результата предоставления образовательных услуг в различных типах образовательных учреждений, что, в конечном счете, способствует повышению конкурентоспособности специалистов и, соответственно, повышению конкурентоспособности европейской экономики.

Лучшие университеты видят свою стратегическую задачу в том, чтобы реально открыть своим выпускникам возможность быть конкурентоспособными в динамически развивающейся глобальной рыночной экономике. В данных вузах стандартом образования стал комплексный образовательный «продукт» = «теоретические знания» + «практика» + «карьера». Только вузы с развитой системой деловых связей, профессиональной ориентацией, организацией производственной практики и распределением студентов могут преодолеть такие «входные барьеры» в современную индустрию образования.

При разработке критериев оценки степенной подготовки участники проекта пришли к единому мнению, что критерии должны быть соотнесены со всей программой степенной подготовки (магистра или бакалавра). Критерий должен подводить общий итог обучения по программе и быть выражен в категориях способностей студента и его вклада в получение соответствующей степени.

Критерии не должны ограничиваться только лишь описанием ожидаемых результатов обучения студента, выносимых на аттестацию студента на соответствующем уровне подготовки. Таким образом, речь идет о так называемых квалификационных критериях, а не критериях оценки результатов обучения на соответствующем уровне обучения.

Следовательно, главное соответствие образовательных стандартов и стандартов компетенций определяется единым языком формулирования результатов профессионального образования и квалификационных требований.

В.И. Байденко, анализируя результаты масштабного международного проекта TUNING («Настройка образовательных структур»)[40], предлагает перечень современных компетенций выпускника по направлениям подготовки, связанных с гуманитарными и социальными науками. Выпускник должен демонстрировать:

· базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

· здоровый образ жизни;

· понимание и соблюдение базовых ценностей культуры;

· гражданственность;

· гуманистическую ориентированность;

· приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности;

· правовую культуру;

· владение культурой мышления;

· деятельность в иноязычной среде;

· готовность к социально-культурному диалогу;

· способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта;

· развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру.

Для более глубокого понимания результатов образования в многоуровневой системе подготовки в высшем образовании В.И. Байденко предлагается дифференциация результатов образования по двум ступеням высшего образования на основании Дублинских дескрипторов [41].

 

Таблица № 4. Сопоставление результатов подготовки бакалавра и магистра

Бакалавр

Магистр

Знание и понимание

· Соответствует уровню учебников повышенного типа, а также включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения

· Обеспечивает базис или возможность для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований

Применение знаний и понимания

· (Путем) выдвижения и защиты

· (Через) способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте

Формирование суждений

· (Включает в себя) сбор и интерпретацию соответствующих данных

· (Демонстрирует) способность интегрировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных

Коммуникация

· Передача информации, идей, проблем и решений

· Передача выводов, а также лежащих в их основе знаний и соображений (ограниченный охват) аудитории специалистов и неспециалистов (монолог)

Навыки обучения

· Выработаны те навыки, которые необходимы, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с высокой степенью самостоятельности

· Позволяют осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования

     

 

В.И. Байденко подчеркивает, что эту эталонную конструкцию не следует рассматривать как директивную. Однако, она представляется весьма продуктивной при разработке результатов вузовского обучения. Приведём в качестве примера характеристики результатов обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования (квалификация).

Таблица №5. Требования к результатам обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования

Бакалавр (квалификация) Магистр (квалификация)
Базовая (общепрофессиональная) часть Базовая (общепрофессиональная) часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать систематизированныетеоретические и практические знания: для проектирования  педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в  имеющейся среде образовательного учреждения; понимания закономерностей развития педагогики Пополнять профессиональные знания путем: использования культуры; рефлексии оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной практического опыта; участия в инновационных процессах. Демонстрировать критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов к построению педагогических процессов и развитию образовательных сред. В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать глубокие теоретические и практические знания: для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в различных средах; для развития этих сред; для организации социального партнерства; для построения системы оценки собственной деятельности. Пополнять профессиональные знания на основе: использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; рефлексии практического опыта; проведения опытно-экспериментальной работы; участия в инновационных процессах. Выбирать ту или иную теорию, концепцию, подход, технологию на основе их критического осмысления.  
Уметь: ­ осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере образования; ­ проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психологической и педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; ­ проектировать учебные программы базовых и элективных курсов в рамках образовательной программы образовательного учреждения, используя инновационные методы, формы, технологии, в том числе информационные технологии, соответствующие особенностям ступеней образования; ­ использовать возможности среды образовательного учреждения и социокультурной среды для обеспечения качества образования; ­ оценивать собственные личностные и образовательные достижения, решать возникающие личностно-профессиональные проблемы, определять потребности в дальнейшем профессиональном образовании и личностном совершенствовании.  

Уметь:

Помогать выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) на основе активного включения его в анализ, систематизацию, обобщение собственных достижений и проблем, в поиск возможных путей решения этих проблем.

Реализовывать образовательные и учебные программы различной направленности и разного уровня, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские.

Проектировать и реализовывать учебные программы элективных курсов, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские.

Использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений, соответствующих особенностям ступени образования, в том числе достижений в самостоятельной дополнительной образовательной деятельности.

Использовать имеющиеся возможности образовательной среды (региона, города, образовательного учреждения и др.) для обеспечения качества образования, проектировать и реализовывать новые образовательные среды, в том числе информационные.

Проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста, участвоватьв опытно- экспериментальной работе.

Владеть: ­ систематизированными теоретическими и практическими психолого-педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса; ­ основами использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; ­ информационными технологиями для решения конкретных педагогических задач и ситуаций; ­ способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;  - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.  

 



Задания к главе 4

 

1. Познакомьтесь с фрагментом магистерской программы Иллинойского университета по курсу«Управление образованием»

Цели сформулированы следующим образом:

1) студенты получат знания в области теории управления, которые применимы в области управления образованием;

2) студенты разовьют компетенции, связанные с управлением школой, эффективным лидерством в образовании и получат практические навыки в области менеджмента в образовании, включая школьное законодательство и школьные финансы;

3) студенты будут способны продемонстрировать знания в области разработки обучающих программ и определенные исследовательские навыки.

4) студенты приобретут такую важную компетенцию как способность руководить разработкой обучающих программ;

5) студенты будут способны продемонстрировать навыки работы с персоналом, необходимые в практике управления образовательными учреждениями;

6) студенты будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми в практике управления образованием.

7) студенты будут способны проявить знания в области обучения и стилей обучения, межкультурного и межэтнического взаимопонимания и способность понимать детей с особенностями развития.

 

Учебные курсы:

- теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире,

- количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга,

- анализ исследований, проводящихся в области школьного образования,

- установление и развитие связей школы с общественностью,

- школьное законодательство и финансы.

Курс «Теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире» нацелен на освоение основных теорий управления, которые могут использоваться в управлении образованием, а также теорий лидерства. Студенты учатся определять наиболее эффективные в зависимости от имеющихся в тех или иных школах ресурсов, условий способы управления школой, формирования команд, управления проектами.

Курс «Количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга» нацелен на освоение студентами методов оценки качества деятельности школы с целью получения информации для анализа функционирования школы на основе данных, определения наиболее перспективных линий развития школы.

Курс,связанный с исследовательской деятельностью  ориентирован на развитие исследовательских навыков - формулировка гипотез, формированиевыборки,сбора информации, её статистический анализ и способы качественной интерпретация.Студенты знакомятся с историческими, описательными, сравнительными исследованиями в области школьного образования, учатся моделировать ситуации использования результаты конкретных исследований в практике управления школой, анализируют современные тенденции и школьные реформы, экспериментальные программы и практики, методы оценки эффективности учебных планов и программ.

Курс, посвящённый связям с общественностью,ориентирован на анализ роли образовательной политики в современном обществе, структуры общественного мнения и общественных ресурсов, социального и политического контекста образования, принципов связей с общественностью в контексте социальных изменений. Студенты учатся способам планирования, ведения переговоров и заключения договоров с ближайшим социальным окружением школы; в моделировании процессов заключения общественных договоров с целью подготовки к участию в реальных переговорах; изучают тактики и стратегии ведения переговоров, анализируют тупиковых ситуаций, возникающих в ходе ведения переговоров

Курс «Школьное законодательство и финансы» ориентирован, во-первых, на точное знание основных законов, определяющих функционирование школы, а также информационных ресурсов, которые представляют новые документы школьного законодательства. Студенты анализируют нормативный регламент функционирования школы, возможности ее развития за счет законодательных инициатив.

Заполните таблицу, иллюстрирующую декомпозицию основных целей программы в цели изучаемых курсов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...