Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЮ МЛАДЕНЧЕСТВА
Определение. Место в психиатрической нозологии младенчества Психосоматическая патология означает органические расстройства, в генезисе и эволюции которых усматривается преобладающее участие психологических факторов.Это определение исключает телесные повреждения в результате несчастного случая или аутоагрессии, а также последствия насилий над детьми. В нозологии младенчества наряду с нею представлены: нарушения развития, моторно-поведенческие проявления, а начиная с второго полугодия жизни — расстройства умственно-душевных проявлений: невротические, депрессивные, психотические и дефицитарные (табл. 1). Таблица 1 Психопатология младенчества. Нозологическая группировка I. Соматически проявляющиеся расстройства: Бессонница. Анорексия. Булимия. Рвота. Колики. Запор, понос. Расстройства дыхания... II. Нарушения развития: Задержки и дисгармония в овладении двигательными навыками, речью, в выработке отношения к неодушевленным предметам (приспособляемость) и людям (общительность) . III. Расстройства, проявляющиеся в моторике: Общие аномалии: чрезмерная двигательная активность (agitation), инертность. Специфические аномалии: ритмичное раскачивание корпусом и вращение головой; аутоэротические и ауто-агрессивные навязчивости. IV. Умственно-душевные расстройства: Дефицитарные синдромы: дебильность, отсталость. Психосоматика в психопатологии младенчества. М., 1994, с. 114—115, 121—145. Депрессия, возбужденность, апатия. Фобические расстройства: боязнь пищевых продуктов, предметов, людей. Психозы раннего возраста. При изучении расстройств обнаруживается, сколь они разнообразны по формам и тяжести, от серьезнейших до заурядных, вплоть до вариантов нормы: ведь даже самый уравновешенный ребенок может однажды «избрать» соматический регистр, чтобы выразить чувство дискомфорта при невнимании к нему или при конфликте. Расстройства могут затрагивать любые системы органов. В педиатрической номенклатуре эти расстройства классифицированы по их воздействию на избирательно поражаемую функцию (табл. 2). Таблица 2 Психосоматическая патология раннего возраста Медицинская номенклатура Расстройства с неврологическими проявлениями Нарушения сна. Судороги. Отклоняющееся пищевое поведение Анорексия. Рвота. Мерицизм. Геофагия. Копрофагия. Трихофагия. Извращенный аппетит. Булимия. Потомания. Расстройства пищеварения » Колики первого полугода жизни. Боли в животе. Запор. Понос. Колиты. Раздражимость ободочной кишки. Ректоко- лит. Синдромы и заболевания дыхательных путей Спастический плач. Астма. Поражения носоглотки, повторяющиеся отиты. Бронхиты. Рецидивирующие пневмопатии. Кожные болезни Экзема. Крапивница. Алопеция. Псориаз. Общие синдромы Аллергические заболевания. Истощение. Задержки роста. Тучность. Повторяющиеся инфекции. Медицинская нозография группирует симптомы, чтобы свести их в синдромы и болезни. Психосоматическое познание интегрирует их вотношенческую и психическую экономику2 ребенка. Посреди этого многообразия первым ориентиром служит временной фактор.Патология несет на себе отпечаток возраста ребенка в диахронии его биологического и душевного развития. Отсюда недостаточность классификации того или иного расстройства лишь по затрагиваемой им органической функции. Между анорексией или бессонницей в период новорожденное™, во.втором полугодии жизни или в более поздние периоды развития существует больше различий, чем сходства. Младенчеством условно называют первые три года жизни. В хронологии психосоматических расстройств можно выделить три значимых периода: 1. Первичная фаза, когда нарушения появляются с момента или почти с момента рождения либо в первом полугодии жизни. 2. Со второго полугодия до 15— 18 месяцев. Это период, когда складываются привязанности; иногда его называют аналитической фазой, чтобы подчеркнуть роль поддержки, опоры в созидании объектных отношений. 3. Конечная фаза младенческого возраста, простирающаяся с середины второго до середины третьего года. В каждой фазе есть свои «излюбленные» расстройства. Идиопатические3 колики разыгрываются на 12—15-й день жизни, когда новорожденный вступает в контакт с матерью, и резко прекращаются на третьем месяце, когда занимают свое место психические структуры первого организатора, по R. Spitz. Бессонница бывает как ранняя, в первом полугодии, так и более поздняя, на втором или третьем году жизни. Второе полугодие «предпочитает» отклонения пищевого поведения. Спастический плач — болезнь второго и третьего года. 2 Напомним, что здесь и далее автор упоминает термин «экономика» в архаическом, редком значении «гармонической совокупности целого и функций частей этого целого». 3 Идиопатический, возникающий сам по себе, без видимой причины (примеч. ред.). II. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ, СОПРЯЖЕННЫЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ РИСКОМ. ТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ И СИТУАЦИИ. ПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОМАТИЗАЦИИ Этот тройной заголовок говорит о трех путях, позволяющих достичь самой сердцевины психосоматической клиники (табл. 4). Таблица 4 Психосоматическая патология младенчества Три направления психологического подхода I. Взаимодействия и/или психические ситуации риска a) Влияние через взаимодействие (взаимодействия с психосоматическим риском). Например: гиперопека со стороны матери. Отстранение отца. Несообразности в отношениях. Повторяющиеся нарушения привязанности... b) Психическое влияние (функционирование и структура с психосоматическим риском). Например: невроз диффузных страхов. Синдром формального (vide) поведения. Структурная неорганизованность.,. П. Травмы, «пусковые» события Например: Разлука. Хирургические операции. Депрессия у матери. Конфликт между супругами... III. Психический механизм соматизации 1) Депрессия 2) Перевозбуждение Хотя мы анализируем эти пути поочередно, воспринимать их надо все вместе, как целое. Ни один из них не может обойтись без других; каждый из трех придает смысл другим. Патогенные взаимодействия Главные черты, которыми, по мнению P. Marty, должно обладать функционирование предсознательного, чтобы обеспечивать качественный психосоматический гомеостаз, примечательным образом перекликаются с теми свойствами, которых мы ожидаем от надлежащего функционирования взаимодействий; речь идет о богатой насыщенности воображаемого и фантазма-тического4 взаимодействия, о его гибкости и устойчивости. Эти три важнейших качества позволяют выделить три главные патологические категории взаимодействия. 1. Хроническая недостаточностьпривязанности, забот о ребенке (из-за нехватки либидо у матери) и неправильная организация стимуляции ведут к самой серьезной из всех психосоматических патологий — эмоциональной бедности ребенка. Тяжесть нарушения обусловлена либо интенсивностью функциональных расстройств, подчиненных автоматической повторяемости с опасным потенциалом (тяжелая анорексия, руминация5, психогенная рвота и т. п.), либо неким органическим поражением (астма, осложненная инфекцией или дыхательной недостаточностью, язвенный ректоколит, задержка роста из-за психологического страдания, повторяющиеся инфекционные заболевания различных внутренних органов и т.п.). Эта патология отсылает нас к первым работам в психиатрии младенчества, в основу которой R. Spitz положил тяжкие лишения и фрустрацию, описанные у больных, долго пребывающих в стационаре, с особым упоминанием о соматических расстройствах. В наши дни данная патология отнюдь не обязательно связана с учреждениями для младенцев, как во времена R. Spitz. Ныне самые частые предпосылки недостаточной привязанности — это прерывность отношений, повторяющиеся разлуки, плохой присмотр, неоправданные госпитализации, а также «внутрисемейный госпитализм», чисто формальная связь с матерью, неспособной воспитывать свое дитя. 2. Соматической патологии недостаточности противоположна патология перевозбуждения и сверхстимуляции.Избыточный заряд возбуждения проявляется, в частности, текущей функциональной патологией, коликами, нарушениями сна, спастическим плачем. Перевозбуждение обладает непосредственным потенциалом функциональной разрядки. Тут мы подходим к фрейдовскому понятию парэкситации6 — функции, посредством которой организм предохраняется от поступающих из внешней среды 4 Фантазмы [в данном случае) — картинные сцены, в которых реализуются осознаваемые и неосознаваемые желания, своеобразные мечтания наяву (примеч. ред.]. 5 Руминация — возвращение уже пережеванной пищи из пищевода и желудка в рот и повторное ее проглатывание (примеч. ред.). 6 Pare — excitation (букв, «предохранитель от возбуждения»). Ср. parachute (парашют, «предохранитель от падения»), parapluie (зонт, «предохранитель от дождя») и т. п. 146 возбуждений, чья чрезмерная интенсивность может ему повредить. Перевозбуждение и принуждение порождают большой шлейф психосоматических патологий. В книге «Le nouvel enfant du desordre psychosomatique» я привел в качестве примера случай локализованной красной волчанки у двухлетней девочки, испытывавшей интенсивное непрерывное давление извне; одновременно у нее развилась сверхранняя невротическая патология. Первичная бессонница и колики первого полугодия — вот примеры самого раннего соматического реагирования на конфликтные ситуации. У младенцев, как и у детей всех возрастов, нарушения сна занимают виднейшее место в патологии перевозбуждения (Guedeney, Kreisler, 1988; Kreisler, 1985). Перевозбуждение бывает общим и избирательным. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются многочисленные ситуации, которые можно объединить термином «дисторсии»7.Некоторые из них достаточно определенны, чтобы служить ориентирами для психосоматической патологии. Приведем несколько примеров. 2.1. Непрерывное возбуждение,избирательно направленное на одну из функциональных сфер — скажем, на питание или на опорожнение кишечника,— способствует возникновению и развитию таких расстройств, как анорексия и запор или же психогенный мегаколон. 2.2. Материнская гиперопека с отстранением отцапорождает симбиотическую связь, препятствует все большему отделению ребенка, его индивидуализации. Можно сказать, что астма характерна для такого типа эмоционального развития, при котором закрепляются архаические механизмы привязанности. 3. Качественные и временныенепоследовательности и рассогласованности отношений заслуживают быть особо отмеченными в условиях современной жизни. Последние, увы, часто более сообразуются с материальными требованиями окружения, нежели с нуждами ребенка, замыкающегося поэтому в конформизме; слишком часто эти условия отмечены прерывностью. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |