Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЛЛЮЗИЯ И ЗНАЧЕНИЕ (ПОЛЕЗНОСТЬ) ИЛЛЮЗИИ




Вначале мать почти 100-процентным приспособлени­ем предоставляет возможность младенцу испытывать иллюзию, что ее грудь — это часть ребенка. Грудь находится как будто под магическим контролем младенца. То же самое можно ска­зать в отношении заботы о маленьком ребенке в общем, в спо­койные промежутки между состояниями возбуждения. Всемо­гущество — это почти факт опыта. Конечная задача матери — постепенно разрушить иллюзии ребенка, но у нее нет никаких Шансов преуспеть в этом, если она не смогла вначале предос­тавить достаточную возможность для иллюзии.

Другими словами, грудь сотворяется ребенком снова и снова -Го способностью любить или, можно сказать, потребностью. В Психике ребенка формируется субъективный феномен, который

мы называем грудью14. Мать подставляет настоящую грудь имен­но туда, где ребенок готов ее создать, и в нужный момент.

С рождения поэтому человек озабочен проблемой отноше­ния между тем, что объективно воспринимается, и тем, что субъективно представляется (conceive of). И не будет здорового разрешения этой проблемы у человека, мать которого не была довольно хорошей в изначальном обращении с ним. Промежу­точная область, о которой идет речь,это область, которая позволена ребенку в период после первичного творчество и до объективного восприятия, основанного на тестировании реаль­ности. Переходные объекты представляют ранние стадии в ис­пользовании иллюзии, без чего для человеческих существ нет смысла в идее взаимоотношения с объектом, который пережи­вается другими как внешний по отношению к этому человеку.

Идея, проиллюстрированная на рисунке 1, следующая: в ран­ний период развития любого человеческого индивидуума, в не­которой теоретической точке, младенец в определенных услови­ях, создаваемых матерью, способен сформировать15 идею чего-то, что встретится с растущей потребностью, возникающей из инстинктивного напряжения. Про ребенка нельзя сказать, что он заранее знает, что должно быть создано. В этот момент мать подставляет себя. В общем случае она дает свою грудь и свое потенциальное побуждение к питанию. Приспособление матери к потребностям ребенка, если оно достаточно хорошо, дает ре­бенку иллюзию, что существует внешняя реальность, соответству­ющая способности ребенка творить. Другими словами, существует взаимоналожение того, что дает ребенку мать, и того, что он способен представить. Для наблюдателя ребенок воспринимает то, что мать действительно ему представляет, но это не вся прав­да. Младенец воспринимает грудь только постольку, поскольку он способен создать ее именно здесь и сейчас. Между матерью

14 Я имею в виду всю технику материнства. Когда говорится, что первый объект — это грудь, слово «грудь» используется, я думаю, чтобы обо­значить способы материнского ухода, как и само тело. Отнюдь не не­возможно быть достаточно хорошей матерью (в том смысле, как я ис­пользую это понятие), используя для кормления бутылочку. Если дер­жать в уме такое широкое значение слова «грудь», то можно провести мост между формулировками суждений о человеческой природе Мела-ни Кляйн и Анны Фрейд. Единственное оставшееся различие —во вре менных периодах, являющееся на самом деле незначительным расхож­дением, которое само по себе исчезнет с ходом времени.

15 Conceive — представить, вообразить, изобрести, зачать {примеч. перевод­чика).

и ребенком нет взаимообмена. Психологически ребенок прини­мает из груди, которая является частью его самого, а мать дает молоко младенцу, являющемуся частью ее самой. В психологии идея обмена основана на иллюзии психолога.

На рисунке 2 области иллюзии придана форма, для того что­бы отразить то, что я считаю основной функцией переходных объектов и переходных феноменов. Переходные объекты и пе­реходные феномены дают начало в каждом человеческом суще­стве тому, что всегда важно для него, а именно — нейтральной области опыта, не подвергающейся испытанию. Про переходный объект можно сказать, что он предмет согласия между нами и младенцем о том, что мы никогда не зададим вопрос: «Это ты вообразил или это представлено тебе извне?» Важным мо­ментом является то, что вынесения решения по этому поводу не ожидается. Вопрос не должен формулироваться.

Рис. I

Рис. 2

Проблема, без сомнения исподволь заботящая ребенка с са­мого начала, постепенно становится очевидной, если принять во внимание тот факт, что основная задача матери (следующая пос­ле предоставления возможности для иллюзии) — разрушение ил­люзии. Она предшествует задаче отнятия от груди и является в Дальнейшем одной из важных задач родителей и воспитателей. Другими словами, проблема иллюзии — это та, которая внутренне присуща всем человеческим существам, и ее никто не может раз­решить для себя, хотя теоретическое понимание ведет к теоре­тическому решению. Если все идет хорошо, в этом постепенном процессе потери иллюзий заготовлена стадия для фрустраций, которые мы объединяем вместе, говоря об отнятии от груди. Следует помнить, что, когда мы говорим о феноменах (которые Кляйн (1940) осветила специально в своем понятии депрессив­ной позиции), которые группируются вокруг отнятия от груди,

мы подразумеваем лежащий в их основе процесс, которым пре­доставляется возможность для иллюзии и постепенной потери иллюзий. Если «иллюзия — потеря иллюзии» отклоняется от нор­мального пути, младенец не может дойти до столь нормальной вещи, как отнятие от груди, до реакции на отнятие от груди, и абсурдно вообще говорить об отнятии от груди. Простое пре­кращение кормления грудью не то же, что отнятие от груди.

Мы можем видеть чрезвычайную важность отнятия от гру­ди в случае нормального ребенка. Когда мы являемся свидете­лями сложной реакции, которая у некоторого ребенка пущена в ход отнятием от груди, мы знаем, что это могло произойти у него благодаря тому, что процесс наличия «иллюзии — потери иллюзии» двигался так хорошо, что мы можем игнорировать его при обсуждении самого отнятия от груди.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...