Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИКЛЮЧЕНИЯ: ОТ УОЛТЕРА МИТТИ ДО ГЕРОИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ




 

Первое осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, ко­то­рое я мо­гу яс­но вспом­нить, от­но­сит­ся к пя­ти- или шес­ти­лет­не­му воз­рас­ту. Мне прис­ни­лось, буд­то я ле­чу вок­руг Зем­ли на ра­ке­те, ко­то­рую я сде­лал из му­сор­но­го кон­тей­не­ра. Дно бы­ло стек­лян­ным, и в по­ле­те мне от­к­ры­вал­ся прек­рас­ный вид на мир. Ког­да приш­ло вре­мя при­зем­лять­ся (моя ра­ке­та не бы­ла для это­го прис­по­соб­ле­на), то я ска­зал се­бе: «По­ра вста­вать», - и прос­нул­ся. Хо­тя иног­да я под­ле­тал к зем­ле рис­ко­ван­но близ­ко, я не бо­ял­ся воз­мож­ной ка­тас­т­ро­фы, по­то­му что знал, что сплю и в лю­бое вре­мя мо­гу прос­нуть­ся. Этот сон по­да­рил мне мно­го ра­дос­ти, ко­то­рую я ощу­щал поч­ти пол­го­да. (К.М., Рат­д­рум, Ай­да­хо)

Каким уди­ви­тель­ным от­к­ры­ти­ем бы­ло для ме­ня про­чи­тать се­год­ня статью о ва­ших ис­сле­до­ва­ни­ях осоз­нан­ных сно­ви­де­ний! Всю свою жизнь я ле­та­ла во сне, и крылья мо­его во­об­ра­же­ния про­нес­ли ме­ня сквозь мно­жес­т­во не­обы­чай­ных прик­лю­че­ний. Я раз­го­ва­ри­ва­ла с мед­ве­дя­ми, со­ба­ка­ми, ено­та­ми и со­ва­ми; я пла­ва­ла с дель­фи­на­ми и ки­та­ми, ды­ша под во­дой, как ры­ба. (А.Г., Чи­ко, Ка­ли­фор­ния)

Я ас­т­ро­ном и гор­жусь сво­им уме­ни­ем тща­тель­ных наб­лю­де­ний. Мне хо­те­лось бы внес­ти свой вклад в изу­че­ние сос­то­яния сна. Я спас Зем­лю от ядер­ной вой­ны, Га­лак­ти­ку от взры­ва ее яд­ра, Все­лен­ную от теп­ло­вой смер­ти. Я де­сят­ки раз пе­ре­воп­ло­щал­ся дру­гой лич­нос­тью и имел дру­гое те­ло, жи­вя в раз­ные вре­ме­на, от древ­нос­ти до тех­нот­рон­но­го бу­ду­ще­го. Один из са­мых ин­те­рес­ных сю­же­тов воз­ни­кал в мо­их сно­ви­де­ни­ях на про­тя­же­нии бо­лее пя­ти лет. В нем я жил в очень да­ле­ком бу­ду­щем, в те­ле, ко­то­рое очень силь­но от­ли­ча­лось от мо­его ны­неш­не­го. В этой «вло­жен­ной» жиз­ни я то­же за­сы­пал и, что ин­те­рес­но, хо­тя осоз­нан­ных снов я при этом не ви­дел, каж­дый раз, про­буж­да­ясь из та­ко­го «вло­жен­но­го» сна, я мгно­вен­но осоз­на­вал, что на­хо­жусь в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии, и ре­шал ос­тать­ся в нем. Все это про­ис­хо­ди­ло в да­ле­ком бу­ду­щем, ког­да Лу­на рас­па­лась на кра­си­вые раз­ноц­вет­ные коль­ца, ко­то­рые я с же­ной и ма­лень­кой доч­кой наб­лю­дал прох­лад­ны­ми ве­че­ра­ми. (С.К., Эль-Па­со, Те­хас)

Человеческое соз­на­ние яв­ля­ет­ся не­ис­чер­па­емым ис­точ­ни­ком прик­лю­че­ний. Оно соз­да­ет вол­шеб­ные сказ­ки и на­уч­ную фан­тас­ти­ку, фан­та­зии и гал­лю­ци­на­ции (и кош­ма­ры!). Ве­ли­кие ска­зоч­ни­ки встре­ча­ют­ся ред­ко, но каж­дый из нас спо­со­бен пе­ре­жи­вать про­чи­тан­ное и, удов­лет­во­ряя пот­реб­ность в ос­т­рых ощу­ще­ни­ях, при­ду­мы­вать соб­с­т­вен­ные сю­же­ты. Клас­си­чес­кая сказ­ка Джей­м­са Тер­бе­ра «Тай­ная жизнь Уол­те­ра Мит­ти» пред­ла­га­ет нам аме­ри­кан­с­кий об­ра­зец «ком­нат­но­го» ис­ка­те­ля прик­лю­че­ний.

Уолтер Мит­ти - крот­кий и не­за­мет­ный в обы­ден­ной жиз­ни, в сво­их фан­та­зи­ях был ге­ро­ем. Каж­дый из нас, кро­ток он в пов­сед­нев­нос­ти или нет, мо­жет быть ге­ро­ем в сво­их сно­ви­де­ни­ях. Мно­гие из пи­сав­ших нам лю­дей от­ме­ча­ли, что свой пер­вый опыт осоз­нан­ных сно­ви­де­ний они, как де­ти, ис­поль­зо­ва­ли для ув­ле­ка­тель­ных прик­лю­че­ний, пред­с­тав­ляя се­бя кон­ны­ми ры­ца­ря­ми, прин­цес­са­ми или кос­мо­нав­та­ми. По­доб­ные воз­мож­нос­ти при­го­дят­ся тем, кто в глу­би­не ду­ши лю­бит прик­лю­че­ния, или же тем, кто прос­то хо­чет ос­т­рых ощу­ще­ний.

Некоторые из на­ших кор­рес­пон­ден­тов со­об­ща­ли, что они не­де­ля­ми ре­гу­ляр­но про­во­ди­ли но­чи в прик­лю­че­ни­ях, - как не­ко­то­рые про­во­дят жизнь за чте­ни­ем рас­ска­зов о пу­те­шес­т­ви­ях, фан­тас­ти­ки или вес­тер­нов. Спо­соб­ность со­пе­ре­жи­вать пер­со­на­жам фан­тас­ти­чес­ких ис­то­рий да­ет пер­вич­ный ма­те­ри­ал, на ос­но­ве ко­то­ро­го стро­ят­ся на­ши лич­ные прик­лю­че­ния. Для на­ча­ла мож­но пред­с­та­вить се­бя Ай­вен­го или Ма­та Ха­ри в тех си­ту­аци­ях, о ко­то­рых вы чи­та­ли или ви­де­ли в ки­но. Но в от­ли­чие от них, ва­ше прик­лю­че­ние бу­дет раз­ви­вать­ся не­за­ви­си­мо, по­лу­чая но­вое про­дол­же­ние каж­дую ночь или каж­дый REM-пе­ри­од.

 

УПРАЖНЕНИЕ:

 

НАПИШИТЕ СЦЕНАРИЙ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ

 

Я всег­да рас­смат­ри­вал сны как бес­ко­неч­ную ис­то­рию, в ко­то­рой всег­да был глав­ным дей­с­т­ву­ющим ли­цом. То, что про­ис­хо­дит в мо­ей пов­сед­нев­ной жиз­ни, по те­ле­ви­зо­ру или в ки­но, тран­с­фор­ми­ру­ет­ся в эпи­зо­ды мо­ей «исто­рии». Встре­ча­ют­ся там и лю­ди, с ко­то­ры­ми я зна­ком. Но глав­ным об­ра­зом мои сны пос­т­ро­ены из си­ту­аций, ко­то­рые я дей­с­т­ви­тель­но хо­тел бы уви­деть в ре­аль­ной жиз­ни. (Д.У., Брук­лин, Нью-Йорк)

Нередко оней­ро­нав­ты со­об­ща­ют, что они соз­на­тель­но пи­шут сце­на­рий, ста­вят свои «про­из­ве­де­ния» и иг­ра­ют в них глав­ную роль. Од­на да­ма со­об­щи­ла да­же, что она в кон­це прок­ру­ти­ла тит­ры и прос­ну­лась до­воль­ная сво­ей соб­с­т­вен­ной шут­кой.

Придумывая сце­на­рий для сво­его прик­лю­че­ния, нач­ни­те с прос­то­го сю­же­та. Не стес­няй­тесь за­им­с­т­во­вать его у Шек­с­пи­ра, из ста­рин­ных ска­зок или ко­мик­сов (Су­пер­мен, кста­ти, час­тый гость в осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях). Варь­ируй­те его по сво­ему ус­мот­ре­нию. Ес­ли слу­чит­ся что-ни­будь, не пре­дус­мот­рен­ное в сце­на­рии, сле­дуй­те но­во­му раз­ви­тию со­бы­тий и смот­ри­те, что из это­го по­лу­чит­ся. Ког­да вам нас­ку­чат уже из­вес­т­ные сю­же­ты, наб­ро­сай­те нес­лож­ный соб­с­т­вен­ный. Сос­ре­до­точь­тесь на нем пе­ред сном, а, вой­дя в осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, пос­мот­ри­те, уда­лось ли вам «снять фильм».

Ниже при­во­дит­ся нес­коль­ко воз­мож­ных за­го­лов­ков, в за­ви­си­мос­ти от ха­рак­те­ра прик­лю­че­ний, ко­то­рые вас прив­ле­ка­ют. Вы­бе­ри­те на­ибо­лее под­хо­дя­щий:

«На гра­ни не­ве­до­мо­го»

«В по­ис­ках Гра­аля»

«В по­го­не за меч­той»

«Астронавт»

«Путешественник во вре­ме­ни».

 

СОН ГЕРОЯ

 

Воображение и склон­ность к аван­тю­ре зас­тав­ля­ют ра­бо­тать мно­гие уров­ни соз­на­ния. На са­мом ниж­нем уров­не они удов­лет­во­ря­ют пот­реб­ность в ос­т­рых ощу­ще­ни­ях и спо­соб­с­т­ву­ют ре­али­за­ции же­ла­ний. Но они мо­гут так­же по­мочь сос­ре­до­то­чить­ся на на­ших це­лях, заг­ля­нуть в бу­ду­щее, свое и ми­ра, а на выс­шем уров­не, по­мо­га­ют по­нять зна­че­ние и смысл жиз­ни. Тем из вас, ко­го ин­те­ре­су­ет ли­те­ра­ту­ра по пси­хо­ло­гии и ми­фо­ло­гии, кто хо­чет, что­бы сце­на­рии его осоз­нан­ных сно­ви­де­ний пос­лу­жи­ли раз­ви­тию выс­ших уров­ней соз­на­ния, мы ре­ко­мен­ду­ем кни­гу ми­фо­ло­га Джо­зе­фа Кем­п­бел­ла «Ге­рой с ты­сячью ли­ца­ми».

Начинает ее Кем­п­белл с то­го, что ге­ро­ичес­кие под­ви­ги во всех ми­фо­ло­ги­ях, не­за­ви­си­мо от их про­ис­хож­де­ния, име­ют стан­дар­т­ную струк­ту­ру. Сог­лас­но его те­ории, в ми­фах на­хо­дят от­ра­же­ние сим­во­лы, не за­ви­ся­щие от кон­к­рет­ной куль­ту­ры, но име­ющие глу­бин­ные кор­ни в че­ло­ве­чес­кой пси­хи­ке. Пог­ру­жа­ясь в клас­си­чес­кие ми­фы, сно­ви­дец мо­жет прос­ле­дить пу­ти за­рож­де­ния и раз­ви­тия че­ло­ве­чес­т­ва, пред­с­тав­лен­ные в ви­де ми­фов в мик­ро­кос­ме его соб­с­т­вен­но­го соз­на­ния. Схе­ма «мо­но­ми­фа» Кем­п­бел­ла мо­жет по­мочь вам при на­пи­са­нии сю­же­тов сво­их под­ви­гов.

Стандартный путь ми­фи­чес­ко­го ге­роя под­чи­ня­ет­ся сим­во­ли­чес­кой фор­му­ле уход - пос­вя­ще­ние - воз­в­ра­ще­ние, ко­то­рую мож­но наз­вать яд­ром мо­но­ми­фа. «Ге­рой бро­са­ет вы­зов ми­ру пов­сед­нев­нос­ти и ухо­дит в мир свер­хъ­ес­тес­т­вен­но­го; там он стал­ки­ва­ет­ся со ска­зоч­ны­ми си­ла­ми и одер­жи­ва­ет ре­ша­ющую по­бе­ду; ге­рой воз­в­ра­ща­ет­ся до­мой из сво­его по­хо­да, что­бы тво­рить доб­ро ближ­не­му».

Подобный сю­жет вы най­де­те у лю­бо­го на­ро­да, де­ла­ет вы­вод Кем­п­белл, хо­тя мес­та и пер­со­на­жи мо­гут на­зы­вать­ся по-раз­но­му. По приз­на­нию Джор­д­жа Лу­ка­са, кни­га Кем­п­бел­ла ока­за­ла силь­ное вли­яние на три­ло­гию «Звез­д­ные вой­ны». Да­вай­те пос­мот­рим, как ис­то­рия Лю­ка Ска­йу­оке­ра впи­сы­ва­ет­ся в ци­ти­ро­ван­ную вы­ше фор­му­лу, что­бы вам бы­ло по­нят­нее, как са­мо­му сос­та­вить по­доб­ный сю­жет.

В на­ча­ле три­ло­гии Люк обык­но­вен­ный па­рень, не по­доз­ре­ва­ющий, ка­кие мощ­ные си­лы в нем дрем­лют. Он не по­ни­ма­ет, что по­яв­ле­ние Оби-Ван Ке­но­ба (ста­ро­го муд­ре­ца) оз­на­ча­ет по­во­рот­ный мо­мент в его жиз­ни - фа­зу «ухо­да», ко­то­рую Кем­п­белл наз­вал «зо­вом на под­виг». Люк, от­ре­зан­ный от при­выч­но­го ему ми­ра пос­ле убий­с­т­ва его дя­ди и те­ти, пус­ка­ет­ся в путь. По до­ро­ге он одер­жи­ва­ет по­бе­ду над со­бой - ус­та­но­вив кон­такт с «Си­лой» внут­ри се­бя, ко­то­рая поз­во­ли­ла ему спас­ти мир от ко­вар­ных пла­нов Дар­та Вэй­де­ра («тем­ная лич­ность» в чер­ном пла­ще и мас­ке, как буд­то со­шед­шая со стра­ниц Юн­га).

Вы мо­же­те на­чать пу­те­шес­т­вие сво­его ге­роя с из­вес­т­но­го вам мес­та. Вам сто­ит пре­одо­леть ис­ку­ше­ние и вмес­то при­выч­ных для сво­их осоз­нан­ных снов раз­в­ле­че­ний от­п­ра­вить­ся на по­ис­ки че­го-то но­во­го. Ва­ша мис­сия мо­жет зак­лю­чать­ся в от­с­та­ива­нии сво­бо­ды, в от­к­ры­тии ле­ген­дар­ной стра­ны, нап­ри­мер, Шам­ба­лы или Оз, или в вос­ста­нов­ле­нии ма­ги­чес­ко­го объ­ек­та, та­ко­го, как Коль­цо Си­лы.

По схе­ме Кем­п­бел­ла, фа­за ухо­да про­хо­дит че­рез нес­коль­ко ста­дий: «игно­ри­ро­ва­ние зо­ва» (бо­язнь по­ки­нуть на­си­жен­ное мес­то), «свер­хъ­ес­тес­т­вен­ная по­мощь» (ста­рый муд­рец или Божья Ма­терь), «пре­одо­ле­ние пер­во­го по­ро­га» (пер­вый шаг в не­из­вес­т­ность) и «чре­во ки­та» (не­воз­мож­ность по­вер­нуть вспять). К это­му вре­ме­ни обыч­ная жизнь ос­та­ет­ся да­ле­ко по­за­ди и на­чи­на­ет­ся «фа­за пос­вя­ще­ния», ста­ди­ей «до­ро­га ис­пы­та­ний», на ко­то­рой ге­роя под­жи­да­ют дра­ко­ны и зло­деи, тем­ные и раз­ру­ши­тель­ные сти­хии, и дру­гие опас­нос­ти, ко­то­рые он му­жес­т­вен­но пре­одо­ле­ва­ет. Зак­лю­чи­тель­ная ста­дия пос­вя­ще­ния, «ре­ша­ющий под­виг», - это дос­ти­же­ние це­ли. Прин­цес­са ос­во­бож­да­ет­ся. Коль­цо Си­лы вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Тин Вуд­с­мен на­хо­дит свое сер­д­це. Но в ми­фах, как и в осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях, дос­ти­же­ние це­ли еще не зна­чит за­вер­ше­ния со­бы­тий. Пос­лед­няя, и са­мая ге­ро­ичес­кая, фа­за нас­ту­па­ет, ког­да ге­рой воз­в­ра­ща­ет­ся в обыч­ный мир (бод­р­с­т­во­ва­ния?), при­не­ся с со­бой неч­то но­вое, спо­соб­ное из­ме­нить не толь­ко его жизнь, но и жизнь всех лю­дей. Он мо­жет же­нить­ся на прин­цес­се и стать муд­рым пра­ви­те­лем сво­ей стра­ны.

 

УПРАЖНЕНИЕ: ВЫ - ГЕРОЙ

 

Придумайте на­ибо­лее для вас под­хо­дя­щую ге­ро­ичес­кую ис­то­рию. Мо­же­те ис­поль­зо­вать сю­жет ка­ко­го-ни­будь клас­си­чес­ко­го ми­фа или рас­ска­за, или со­чи­нить свой соб­с­т­вен­ный, ос­но­вы­ва­ясь на при­ве­ден­ной вы­ше схе­ме. Пред­ва­ри­тель­но мо­же­те поп­рак­ти­ко­вать­ся на «Звез­д­ных вой­нах», «Ты­ся­че и од­ной но­чи», или «Коль­це ни­бе­лун­гов». Изу­чи­те дей­с­т­ву­ющих лиц и их дей­с­т­вия на каж­дой ста­дии мо­но­ми­фа. Не на­до сос­тав­лять де­таль­ных пла­нов, со­чи­нять ди­ало­ги и т.п. Прос­то от­меть­те, ка­кие сце­ны из выб­ран­но­го ва­ми сю­же­та мо­гут про­изой­ти в со­от­вет­с­т­вии с этой мо­делью. За­пи­ши­те их в ви­де крат­ких пред­ло­же­ний. Про­чи­тай­те сю­жет пе­ред сном. Дос­тиг­нув во сне осоз­нан­нос­ти, вспом­ни­те свой сю­жет: от­вер­ни­тесь от обы­ден­но­го, от­к­рой­тесь ру­ко­вод­с­т­ву и на­чи­най­те ваш по­иск.

 

Комментарий

 

В глу­би­не ду­ши Кем­п­белл счи­та­ет, что каж­дый, кто ищет ис­тин­ный смысл в жиз­ни, дол­жен про­де­лать та­кое пу­те­шес­т­вие как на пси­хо­ло­ги­чес­ком, так и на ду­хов­ном уров­не, и что струк­ту­ра это­го пу­те­шес­т­вия за­час­тую спон­тан­но про­яв­ля­ет­ся в сно­ви­де­ни­ях. По­это­му мо­жет ока­зать­ся, что со­бы­тия ва­ше­го сно­ви­де­ния име­ют для вас очень боль­шое зна­че­ние. В гла­ве 12 мы еще вер­нем­ся к идее ис­поль­зо­ва­ния осоз­нан­ных сно­ви­де­ний в по­ис­ках сво­ей ис­тин­ной сущ­нос­ти.

 

ГЛАВА 8.

 

РЕПЕТИЦИЯ ЖИЗНИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...