Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОСПИТАНИЕ ВЕРЫ В СЕБЯ В СНОВИДЕНИЯХ И В БОДРСТВУЮЩЕЙ ЖИЗНИ




 

Вместе со сво­им пси­хи­ат­ром я ра­бо­таю над по­вы­ше­ни­ем са­мо­оцен­ки. В осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях я всег­да на­хо­жусь в ком­на­те с людь­ми, каж­дый из ко­то­рых го­во­рит или де­ла­ет толь­ко то, что чув­с­т­ву­ет. Я же обыч­но си­жу сза­ди, ни о чем осо­бен­но не го­во­рю, и на ду­ше у ме­ня очень пло­хо. Не­ожи­дан­но я по­ни­маю, что сплю, и ре­шаю из­ме­нить стиль по­ве­де­ния, и го­во­рить все, что ду­маю. Из-за не­обыч­но­го для ме­ня по­ве­де­ния, я ощу­щаю не­лов­кость, но, в то же вре­мя, я до­воль­на со­бой, и на ду­ше ста­но­вит­ся лег­че. Пос­ле та­ких сно­ви­де­ний моя са­мо­оцен­ка зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет­ся. Они по­ка­зы­ва­ют мне, как мож­но ис­поль­зо­вать аг­рес­сив­ный стиль по­ве­де­ния вза­мен пас­сив­но­го. Моя ак­тив­ная жиз­нен­ная по­зи­ция в нас­то­ящее вре­мя - ре­зуль­тат те­ра­пии с по­мощью осоз­нан­ных сно­ви­де­ний. (К.Г., Шар­лот­та, Се­вер­ная Ка­ро­ли­на)

Во сне ко мне приш­ло проз­ре­ние, ко­то­рое по­мог­ло мне по­бо­роть чув­с­т­во от­ча­яния и не­уве­рен­нос­ти в се­бе. Де­ло в том, что на ме­ня так по­дей­с­т­во­ва­ла смерть мо­его дру­га, что я заб­ро­сил дис­сер­та­цию и по­те­рял же­ла­ние во­об­ще что-ли­бо де­лать. В этом сне мы с мо­им умер­шим дру­гом от­п­ра­ви­лись в иной мир, что­бы на­учить­ся ле­тать. В этом ми­ре ле­та­ли все - и жи­вот­ные, и лю­ди. Лан­д­шафт был очень кра­си­вый, ти­хий, уми­рот­во­ря­ющий. Ког­да друг пред­ло­жил мне по­ле­теть, я от­ве­тил, что не умею, пос­коль­ку я жив и не при­над­ле­жу это­му ми­ру. Тог­да он от­ве­тил, что нет проб­лем, и вы­ход из по­ло­же­ния най­ти мож­но. Он уле­тел и вер­нул­ся с крыль­ями, взя­ты­ми нап­ро­кат за 25 цен­тов. На­це­пив эти крылья, я под­нял­ся в не­бо, и ра­дос­т­но ле­тал, по­ка не осоз­нал не­ле­пость то­го, что ме­ня дер­жит в воз­ду­хе па­ра де­ше­вых крыль­ев, и с прон­зи­тель­ным кри­ком стал па­дать вниз. Нес­мот­ря на па­ни­ку, я ли­хо­ра­доч­но ис­кал пу­ти к спа­се­нию и вне­зап­ная мысль от том, что мгно­ве­ние на­зад я ле­тал на этих крыль­ях, спас­ла ме­ня - я сно­ва с лег­кос­тью взмыл вверх.

Эта борь­ба меж­ду ве­рой и не­ве­ри­ем, взле­том и па­де­ни­ем во­зоб­нов­ля­лась еще два ра­за, по­ка я не по­нял, что сплю, и в воз­ду­хе ме­ня дер­жит толь­ко моя ве­ра, а не что-то внеш­нее. Я по­нял, что это мо­жет иметь от­но­ше­ние и к мо­ей ре­аль­ной жиз­ни. Опыт, при­об­ре­тен­ный во сне, пе­ре­рос в убеж­де­ние, что ве­ра в се­бя по­мо­жет мне до­бить­ся че­го угод­но.

На сле­ду­ющей не­де­ле я про­хо­дил со­бе­се­до­ва­ние по по­во­ду при­ема на ра­бо­ту. В хо­де бе­се­ды я уви­дел, что у ра­бо­то­да­те­ля скла­ды­ва­ет­ся от­ри­ца­тель­ное мне­ние от­но­си­тель­но мо­ей при­год­нос­ти. Я уже поч­ти по­те­рял на­деж­ду, ког­да вдруг вспом­нил про свой ноч­ной опыт и стал кра­соч­но рас­пи­сы­вать, ка­кой я на­ход­чи­вый и тру­до­лю­би­вый ра­бот­ник. В ре­зуль­та­те я по­лу­чил ра­бо­ту кон­суль­тан­та, при­чем в об­лас­ти, со­вер­шен­но мне не зна­ко­мой. Поз­же моя ра­бо­то­да­тель­ни­ца приз­на­лась, что при­ня­ла ме­ня по­то­му, что я про­из­во­дил впе­чат­ле­ние очень по­ло­жи­тель­но­го и уве­рен­но­го в се­бе че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го быс­т­ро при­об­рес­ти не­об­хо­ди­мые на­вы­ки. (А.Т., Сан-Фран­цис­ко, Ка­ли­фор­ния)

Как пра­ви­ло, мы не­до­оце­ни­ва­ем се­бя, ста­ра­ясь де­лать толь­ко то, что, по на­ше­му мне­нию, нам по си­лам. Осоз­нан­ные сно­ви­де­ния - один из спо­со­бов вос­пи­та­ния уве­рен­нос­ти в се­бе, до­ве­рия к сво­им воз­мож­нос­тям: во сне мы мо­жем без опа­се­ния из­ме­нить свое по­ве­де­ние, и это при­даст нам ве­ры в се­бя, об­лег­чив тем са­мым внед­ре­ние ана­ло­гич­ных мо­де­лей по­ве­де­ния в ре­аль­ную жизнь.

Альберт Бан­ду­ра, вы­да­ющий­ся пси­хо­лог из Стэн­д­фор­д­с­ко­го уни­вер­си­те­та, пред­ло­жил так на­зы­ва­емую те­орию со­ци­аль­но­го поз­на­ния, объ­яс­ня­ющую выс­шие фун­к­ции че­ло­ве­ка вза­имос­вязью его по­ве­де­ния, опы­та и мен­таль­нос­ти12. Не­ко­то­рые ас­пек­ты мо­де­ли Бан­ду­ра мо­гут быть по­лез­ны осоз­нан­но сно­ви­дя­щим, бла­го­да­ря наг­ляд­но­му объ­яс­не­нию вли­яния дей­с­т­вия че­ло­ве­ка во сне на его лич­ность. Сог­лас­но Бан­ду­ра, лю­ди фор­ми­ру­ют стиль сво­его по­ве­де­ния, наб­лю­дая за ре­зуль­та­та­ми сво­ей де­ятель­нос­ти и под­ра­жая по­ве­де­нию дру­гих лю­дей. Пос­ле это­го в моз­гу соз­да­ет­ся шаб­лон наб­лю­да­емо­го со­бы­тия, дос­туп­ный для ис­поль­зо­ва­ния в но­вой си­ту­ации, ко­то­рая, по мне­нию че­ло­ве­ка, в не­го ук­ла­ды­ва­ет­ся.

Как от­ме­ча­лось, наб­лю­де­ния, сде­лан­ные в ми­ре бод­р­с­т­во­ва­ния, пе­ре­но­сят­ся по­том в сно­ви­де­ния. В осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях, от­да­вая се­бе от­чет в сво­ем сос­то­янии, мы мо­жем про­во­дить не­за­ви­си­мые наб­лю­де­ния. Мы мо­жем наб­лю­дать за ре­зуль­та­та­ми но­во­го ро­да де­ятель­нос­ти, про­из­во­ди­мой как на­ми, так и дру­ги­ми людь­ми, и, ес­ли они нас удов­лет­во­ря­ют, взять на во­ору­же­ние этот но­вый на­вык.

Например, ес­ли вы че­ло­век роб­кий и зас­тен­чи­вый, в осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях мож­но поп­ро­бо­вать быть от­к­ры­тым и на­по­рис­тым. Ус­пех во сне по­мо­жет вам ос­во­ить но­вый стиль по­ве­де­ния в ре­аль­ной жиз­ни; да­же час­тич­но удов­лет­во­ри­тель­ный ре­зуль­тат зна­чи­тель­но сок­ра­тит объ­ем уси­лий, зат­ра­чи­ва­емых на ос­во­ение но­во­го сти­ля по­ве­де­ния.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО

 

Обсуждая роль осоз­нан­ных сно­ви­де­ний в пла­ни­ро­ва­нии на­шей жиз­ни рас­смот­рим сле­ду­ющее ут­вер­ж­де­ние Бан­ду­ра: «Пред­с­тав­ляя со­бы­тия, же­ла­емые в бу­ду­щем, че­ло­век тем са­мым фор­ми­ру­ет стиль по­ве­де­ния, спо­соб­с­т­ву­юще­го ре­али­за­ции этих со­бы­тий». Во­об­ра­жая оп­ре­де­лен­ное ус­т­рой­с­т­во на­шей бу­ду­щей жиз­ни, мы тем са­мым под­го­тав­ли­ва­ем се­бя к его осу­щес­т­в­ле­нию. Акт соз­да­ния кон­к­рет­но­го мыс­лен­но­го об­ра­за, в ко­то­ром мы ви­дим се­бя счас­т­ли­вы­ми и пре­ус­пе­ва­ющи­ми, ук­реп­ля­ет на­ше на­ме­ре­ние дей­с­т­во­вать так, что­бы ре­али­зо­вать эти об­ра­зы на прак­ти­ке. Этот факт ле­жит в ос­но­ве на­вод­нив­ших ры­нок по­со­бий по улуч­ше­нию сво­ей жиз­ни, со­ве­ту­ющих «уви­деть се­бя бо­га­тым», или «пред­с­та­вить се­бя ху­дым».

Осознанные сны, в си­лу ис­к­лю­чи­тель­ной яр­кос­ти соп­ро­вож­да­ющих их об­ра­зов, яв­ля­ют­ся иде­аль­ным мес­том соз­да­ния кар­тин ва­ше­го ус­пе­ха в бу­ду­щем. Же­лая по­ху­деть, вы мо­же­те уви­деть се­бя во сне с фи­гу­рой, ка­кую вам хо­те­лось бы иметь, за­пом­нить ощу­ще­ния, соп­ро­вож­да­ющие это сос­то­яние, и на­це­лить­ся на дос­ти­же­ние это­го сос­то­яния во вре­мя бод­р­с­т­во­ва­ния. Воз­мож­но, вы хо­ти­те бро­сить ку­рить. Тог­да вам бу­дет по­лез­но уви­деть се­бя в воз­рас­те этак вось­ми­де­ся­ти лет, бод­ро, бе­зо вся­кой одыш­ки взби­ра­юще­го­ся по гор­но­му скло­ну. Ес­ли вы бу­де­те про­дол­жать ку­рить, та­кое бу­ду­щее ни­ког­да не ста­нет ре­аль­нос­тью, по­это­му, стре­мясь к дос­ти­же­нию же­ла­емой фор­мы, вы най­де­те в се­бе си­лы пор­вать с при­вя­зан­нос­тью к си­га­ре­там.

Счастливое бу­ду­щее, ко­то­рое вы соз­да­ете в сво­их осоз­нан­ных снах, мо­жет ка­сать­ся не толь­ко не­пос­ред­с­т­вен­но вас. Чем боль­ше лю­дей на зем­ле бу­дет меч­тать о ми­ре и счас­тье для всех ее оби­та­те­лей, тем боль­ше ве­ро­ят­ность то­го, что мы пе­ре­жи­вем ны­неш­ние кри­зи­сы и смо­жем ре­али­зо­вать ве­ли­чай­шие воз­мож­нос­ти че­ло­ве­чес­кой ра­сы.

Близкую по ду­ху мысль выс­ка­зы­ва­ет Ид­рис Шах в пре­дис­ло­вии к сво­ему «Ка­ра­ва­ну сно­ви­де­ний»:

В од­ной из луч­ших ска­зок «Ты­ся­чи и од­ной но­чи» Ма­руф-Са­пож­ник ви­дит в меч­тах свой ка­ра­ван со ска­зоч­ны­ми бо­гат­с­т­ва­ми.

Одинокий и обез­до­лен­ный на чу­жой зем­ле, Ма­руф в пер­вую оче­редь пред­с­та­вил се­бе - и по­том опи­сал - не­ве­ро­ят­ное бо­гат­с­т­во, иду­щее к не­му.

Вместо по­зо­ра и нас­ме­шек эта идея при­нес­ла ему в даль­ней­шем проц­ве­та­ние. Во­об­ра­жа­емый ка­ра­ван об­рел фор­му и стал че­рез ка­кое-то вре­мя ре­аль­нос­тью.

Может быть, и ваш ка­ра­ван най­дет до­ро­гу к вам.

 

ГЛАВА 9.

 

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

ТВОРЧЕСКИЕ СНЫ

 

Я ра­бо­таю ме­нед­же­ром от­де­ла в ма­га­зи­не хо­зяй­с­т­вен­ных то­ва­ров. У нас в от­де­ле по­су­ды шла пе­рес­та­нов­ка - пе­ре­ме­ща­ли при­лав­ки, пе­ре­но­си­ли на но­вое мес­то стел­ла­жи и т.д. По­это­му мы с уп­рав­ля­ющим ма­га­зи­ном и ме­нед­же­ром по офор­м­ле­нию вит­рин ре­ши­ли нем­но­го об­но­вить от­дел. В эту ночь я при­шел до­мой, лег спать и уви­дел во сне, что на­хо­жусь в сво­ем ма­га­зи­не. Я поп­ро­бо­вал сде­лать кое-ка­кие усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния, нап­ри­мер, пе­ред­ви­нул при­лав­ки (во сне это де­ла­ет­ся быс­т­ро, бук­валь­но дви­же­ни­ем паль­ца). От­да­вая се­бе от­чет, что сплю, я стал ис­кать мес­то не­хо­до­во­му то­ва­ру, ко­то­рый всег­да тя­же­ло выс­та­вить на­по­каз, и спра­вил­ся с этой за­да­чей. Я всег­да за­по­ми­наю та­кие сны, ко­то­рые слу­ча­ют­ся у ме­ня до­воль­но час­то. (Дж.З., Ло­ди, Нью-Джер­си)

Иногда, до по­лу­но­чи про­му­чив­шись с ка­кой-ни­будь труд­но­ус­т­ра­ни­мой не­по­лад­кой в сво­ем ав­то­мо­би­ле, я бро­саю все и иду спать. Во сне я воз­в­ра­ща­юсь к сво­им проб­ле­мам и, осоз­на­вая, что сплю, про­бую раз­лич­ные спо­со­бы их раз­ре­ше­ния. К ут­ру я всег­да на­хо­жу вы­ход из по­ло­же­ния, ко­то­рый на сле­ду­ющий день удач­но ре­али­зую! Мне ка­жет­ся, что пос­коль­ку сос­то­яние сна име­ет бес­ко­неч­ное чис­ло из­ме­ре­ний, сос­ре­до­то­че­ние на проб­ле­ме от­к­ры­ва­ет у ме­ня «тун­нель­ное ви­де­ние». (Дж.Р., Си­эт­тл, Ва­шин­г­тон)

В кон­це 1986 го­да, изу­чая хи­мию, я на­чал во сне ре­шать за­да­чи. Боль­шин­с­т­во из них пред­с­тав­ля­ли со­бой мо­ле­ку­ляр­ные урав­не­ния, вклю­ча­ющие два со­еди­не­ния и 4-6 эле­мен­тов. Я осоз­на­вал, что сплю и прис­ту­пал к ре­ше­нию за­да­чи, сво­дя мо­ле­ку­ляр­ное урав­не­ние к ион­но­му. Ес­ли вам при­хо­ди­лось ре­шать по­доб­ные за­да­чи, вы пой­ме­те труд­нос­ти, ко­то­рые с этим свя­за­ны. Каж­дый раз, ког­да ре­зуль­тат был уже бли­зок, кар­ти­на на­чи­на­ла рас­п­лы­вать­ся, и я вы­нуж­ден был ре­ин­ду­ци­ро­вать сос­то­яние осоз­нан­нос­ти, тря­ся го­ло­вой или при­бе­гая к вра­ще­нию. Пос­ле это­го я пе­ре­пи­сы­вал за­да­чу за­но­во и ре­шал ее сно­ва, на этот раз уже быс­т­рее. Прос­нув­шись, я за­пи­сы­вал ре­ше­ние и про­ве­рял его. В 95% слу­ча­ев оно ока­зы­ва­лось вер­ным. Что за­ме­ча­тель­но бы­ло в ре­ше­нии за­дач та­ким спо­со­бом, так это то, что каж­дый раз я про­сы­пал­ся с бо­лее глу­бо­ким по­ни­ма­ни­ем рас­смат­ри­ва­емо­го про­цес­са. Сно­ви­де­ний та­ко­го ти­па у ме­ня бы­ва­ло око­ло пя­ти в не­де­лю. (К.Д., Ло­дер­хилл, Фло­ри­да)

На про­тя­же­нии всей пись­мен­ной ис­то­рии сно­ви­де­ния счи­та­лись ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния прак­ти­чес­ки во всех об­лас­тях че­ло­ве­чес­кой де­ятель­нос­ти - ли­те­ра­ту­ре, на­уке, тех­ни­ке, му­зы­ке, изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве и спор­те.

Общеизвестные при­ме­ры пи­са­те­лей, чер­пав­ших свое вдох­но­ве­ние из снов, - это Ро­берт Льюс Сти­вен­сон, при­пи­сы­вав­ший мно­гие из сво­их сю­же­тов сно­ви­де­ни­ям, в том чис­ле, «Стран­ная ис­то­рия док­то­ра Дже­кил­ла и мис­те­ра Хай­да»; и Сэ­мю­ель Тэй­лор Кол­ридж со сво­ей опий­ной по­эмой «Ху­би­лай-Хан». В на­уке мож­но при­вес­ти при­мер Фрид­ри­ха Ке­ку­ле, ко­то­рый во сне от­к­рыл струк­ту­ру мо­ле­ку­лы бен­зо­ла, и От­то Ло­уи, с его иде­ей эк­с­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­юще­го хи­ми­чес­кую при­ро­ду пе­ре­да­чи воз­буж­де­ния в нер­в­ном во­лок­не. В об­лас­ти тех­ни­ки так­же из­вес­т­ны при­ме­ров изоб­ре­те­ний, сде­лан­ных во сне, в том чис­ле швей­ная ма­ши­на Эли­аса Хау. Ху­дож­ни­ки Уиль­ям Блейк и Поль Клее ви­дят мо­ти­вы не­ко­то­рых из сво­их ра­бот в сно­ви­де­ни­ях. Ком­по­зи­то­ры - Мо­царт, Бет­хо­вен, Ваг­нер, Тар­ти­ни, Сен-Санс - так­же при­пи­сы­ва­ли ис­точ­ник сво­его вдох­но­ве­ния снам. В спор­те один из на­ибо­лее из­вес­т­ных слу­ча­ев про­изо­шел с мас­те­ром голь­фа Дже­ком Ник­ло­сом, ко­то­рый, по его сло­вам, при­ду­мал во сне не­кий при­ем, сра­зу дав­ший ему пре­иму­щес­т­во в де­сять уда­ров, - и это за од­ну ночь! Эти при­ме­ры, вмес­те с при­ве­ден­ны­ми в на­ча­ле гла­вы, наг­ляд­но сви­де­тель­с­т­ву­ют об ог­ром­ном твор­чес­ком по­тен­ци­але, за­ло­жен­ном в сно­ви­де­ни­ях.

Однако, ес­ли сно­ви­де­ния так изо­би­лу­ют твор­чес­ки­ми иде­ями, то по­че­му на За­па­де до сих пор не соз­да­на шко­ла сно­ви­де­ния? Воз­мож­но, при­чи­на зак­лю­ча­ет­ся в неп­ред­с­ка­зу­емос­ти сно­ви­де­ний. Хо­тя в них и слу­ча­ют­ся ве­ли­кие от­к­ры­тия, очень ред­ко ху­дож­ник или мыс­ли­тель мо­жет с оп­ре­де­лен­нос­тью ска­зать: «Се­год­ня во сне я ре­шу свою проб­ле­му». Тех­ни­ки ин­ку­ба­ции сна яв­ля­ют­ся пер­вым ша­гом в нап­рав­ле­нии ис­точ­ни­ка твор­чес­т­ва. Еще в Древ­нем Егип­те лю­ди ис­поль­зо­ва­ли эти тех­ни­ки, что­бы уви­деть сон на за­дан­ную те­му и най­ти в нем ре­ше­ние сво­их проб­лем. Бо­лее эф­фек­тив­ный ме­тод, од­на­ко, сос­то­ит в по­ис­ке этих от­ве­тов в осоз­нан­ных снах. Мож­но ин­ку­би­ро­вать осоз­нан­ное сно­ви­де­ние на вол­ну­ющую вас те­му, ли­бо, уже на­хо­дясь в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии, це­ле­нап­рав­лен­но сос­ре­до­то­чить­ся на ней. То есть, вы не жде­те, ког­да вас по­се­тит му­за, а вы­зы­ва­ете ее.

Примеры, при­ве­ден­ные вы­ше, де­мон­с­т­ри­ру­ют ши­ро­кий спектр воз­мож­нос­тей осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния, от ре­мон­та ма­шин до изоб­ра­зи­тель­но­го твор­чес­т­ва и ма­те­ма­ти­ки. Мы ду­ма­ем, что опыт дру­гих лю­дей на­учит и вас ис­поль­зо­ва­нию твор­чес­ко­го по­тен­ци­ала сво­их осоз­нан­ных сно­ви­де­ний. Бо­лее тща­тель­ные ис­сле­до­ва­ния да­дут воз­мож­ность сфор­му­ли­ро­вать бо­лее под­роб­ные ре­ко­мен­да­ции по его ис­поль­зо­ва­нию; меж­ду тем, кое-что мож­но пред­ло­жить уже сей­час.

 

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

 

Еще в сред­ней шко­ле я от­к­рыл в се­бе спо­соб­ность осоз­нан­но сно­ви­дя­ще­го, ког­да уви­дел, что изу­чив ка­кую-ни­будь слож­ную те­му по ма­те­ма­ти­ке или ге­омет­рии, мо­гу пос­ле про­буж­де­ния ре­шать по ней за­да­чи.

Эта спо­соб­ность у ме­ня наб­лю­да­лась и в кол­лед­же, и в ме­ди­цин­с­ком учи­ли­ще. В ме­ди­цин­с­ком учи­ли­ще я стал при­ме­нять ее в про­фес­си­ональ­ных проб­ле­мах. В осоз­нан­ном сне я быс­т­ро прос­мат­ри­вал воп­ро­сы, воз­ник­шие у ме­ня днем, и обыч­но по­лу­чал на них ра­зум­ные от­ве­ты или же до­пол­ни­тель­ные воп­ро­сы, спо­соб­ные про­яс­нить си­ту­ацию (да­же сей­час мне иног­да при­хо­дит­ся про­сы­пать­ся в 3 ча­са ут­ра и зво­нить в гос­пи­таль, что­бы за­ка­зать спе­ци­фи­чес­кий ана­лиз для тя­же­ло­го боль­но­го, спо­соб по­мочь ко­то­ро­му я на­шел в осоз­нан­ном сне).

С этой точ­ки зре­ния, са­мым по­лез­ным при­ло­же­ни­ем яви­лась моя хи­рур­ги­чес­кая прак­ти­ка. Каж­дую ночь пе­ред опе­ра­ци­ей я прос­мат­ри­ваю во сне все имев­шие мес­то ана­ло­гич­ные слу­чаи и еще раз про­во­жу со­от­вет­с­т­ву­ющие опе­ра­ции. В ре­зуль­та­те я при­об­рел ре­пу­та­цию лов­ко­го и опыт­но­го хи­рур­га, чьи опе­ра­ции не при­но­сят поч­ти ни­ка­ких серь­ез­ных ос­лож­не­ний. «Прак­ти­ка» во сне поз­во­ли­ла мне в со­вер­шен­с­т­ве изу­чить ана­то­мию и от­то­чить свою тех­ни­ку, очис­тив ее от не­нуж­ных дви­же­ний. В нас­то­ящее вре­мя я тра­чу на на­ибо­лее слож­ные хи­рур­ги­чес­кие про­це­ду­ры 35-40 про­цен­тов вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го боль­шин­с­т­ву мо­их кол­лег. (Р.В., Ай­кен, Се­вер­ная Ка­ро­ли­на)

Закончив в мае кол­ледж, мы с му­жем мо­жем уже сей­час по­ду­мать о соз­да­нии семьи. Все пос­лед­нее вре­мя я бы­ла оза­бо­че­на проб­ле­мой, как наз­вать де­тей. В пос­лед­нем осоз­нан­ном сно­ви­де­нии я об­суж­да­ла с мо­им му­жем Ро­бер­том выб­ран­ные мною име­на. (Он, ко­неч­но, сог­ла­шал­ся со все­ми мо­ими пред­ло­же­ни­ями, пос­коль­ку я это­го хо­те­ла). Мне прис­ни­лось да­же, что я одол­жи­ла на вре­мя ма­лы­ша, что­бы поп­ро­бо­вать на­зы­вать его раз­ны­ми име­на­ми. Я при­хо­ди­ла с ним к на­шим с му­жем ро­ди­те­лям и пов­то­ря­ла од­ну и ту же сце­ну: «Ма­ма и па­па, это Крис». «Ма­ма и па­па, это Юс­тин», и т.д., наб­лю­дая за их ре­ак­ци­ей. В кон­це кон­цов, я по­доб­ра­ла имя для маль­чи­ка и для де­воч­ки. Ког­да же я прос­ну­лась, прос­мот­рев еще один сон, то не смог­ла вспом­нить так пон­ра­вив­ши­еся мне два име­ни. Я вспо­ми­на­ла их весь день, но без­ре­зуль­тат­но. На сле­ду­ющую ночь я сно­ва пог­ру­зи­лась в осоз­нан­ный сон, но ос­та­но­ви­ла его на се­ре­ди­не. Я пом­ни­ла, что во «сне с име­на­ми» со­об­щи­ла эти два име­ни сво­ей под­ру­ге, по­это­му я выз­ва­ла ее, и она мне их наз­ва­ла. Я тут же прос­ну­лась и про­из­нес­ла эти име­на нес­коль­ко раз во весь го­лос. Те­перь я их пом­ню. (Л.Х., Хэйз, Кан­зас)

Разные лю­ди вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие твор­чес­т­ва раз­ный смысл. Че­рес­чур серь­ез­ное от­но­ше­ние не­ко­то­рых лю­дей к это­му по­ня­тию свя­за­но с тем, что они под­ра­зу­ме­ва­ют под твор­чес­т­вом ред­кий та­лант, свой­с­т­вен­ный толь­ко лю­дям ис­кус­ства. Од­на­ко, твор­чес­т­во оз­на­ча­ет все­го лишь ис­поль­зо­ва­ние сво­его во­об­ра­же­ния для соз­да­ния че­го-то но­во­го, будь то про­из­ве­де­ние ис­кус­ства или до­маш­няя га­зе­та. Нель­зя по­мочь че­ло­ве­ку стать твор­цом. Сущ­ность твор­чес­т­ва сос­то­ит в при­да­нии ста­рым иде­ям или кон­цеп­ци­ям но­вой фор­мы. Каж­дое пред­ло­же­ние, ко­то­рое мы про­из­но­сим, ес­ли это не пря­мая ци­та­та, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том твор­чес­т­ва. То, нас­коль­ко твор­чес­ким яв­ля­ет­ся пред­мет или дей­с­т­вие, за­ви­сит от уни­каль­нос­ти спо­со­ба ис­поль­зо­ва­ния его эле­мен­тов. Что де­ла­ет нас­то­ящее твор­чес­т­во та­ким не­пос­ти­жи­мым, так это сос­то­яние ума, при ко­то­ром идеи свя­зы­ва­ют­ся в но­вые, уни­каль­ные ас­со­ци­ации. Клю­че­вым мо­мен­том в ис­сле­до­ва­нии твор­чес­т­ва яв­ля­ет­ся вы­яв­ле­ние прос­тых средств во­ле­во­го дос­ту­па к та­ким сос­то­яни­ям.

Сновидения мо­гут слу­жить не­ис­чер­па­емым ис­точ­ни­ком твор­чес­т­ва. По­че­му - вам по­мо­жет по­нять эк­с­курс в сов­ре­мен­ное зна­ние об этом про­цес­се.

Существует нес­коль­ко уров­ней твор­чес­т­ва, как и осоз­нан­нос­ти. Спо­соб­ность к твор­чес­т­ву, как и спо­соб­ность ре­шать за­да­чи, яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным че­ло­ве­чес­ким свой­с­т­вом. Как уже го­во­ри­лось, она не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко вы­со­ким ис­кус­ством или лю­бой дру­гой фор­маль­ной дис­цип­ли­ной. Твор­чес­т­вом мож­но наз­вать все, что мо­жет быть сде­ла­но по-но­во­му, нес­тан­дар­т­но, спон­тан­но, с вы­дум­кой.

Каждый че­ло­век вре­мя от вре­ме­ни пре­бы­ва­ет в твор­чес­ком сос­то­янии, а не­ко­то­рые на­хо­дят­ся в нем очень по­дол­гу. По сло­вам пси­хо­те­ра­пев­та Кар­ла Род­жер­са: «Дей­с­т­вия ре­бен­ка, при­ду­мы­ва­юще­го вмес­те со сво­ими друзь­ями но­вую иг­ру, Эй­н­ш­тей­на, фор­му­ли­ру­юще­го те­орию от­но­си­тель­нос­ти, до­мо­хо­зяй­ки, го­то­вя­щей но­вый со­ус для мя­са, мо­ло­до­го ав­то­ра, пи­шу­ще­го свою пер­вую но­вел­лу, - все они, в рам­ках на­ше­го оп­ре­де­ле­ния, яв­ля­ют­ся твор­чес­т­вом».

Исследователи по дан­но­му воп­ро­су схо­дят­ся в том, что твор­чес­кое са­мо­вы­ра­же­ние - это про­цесс. Час­то ка­жет­ся, что вдох­но­ве­ние воз­ни­ка­ет не­ожи­дан­но, из ни­от­ку­да, как вспыш­ка. Од­на­ко име­ющи­еся дан­ные сви­де­тель­с­т­ву­ют, что «не­ожи­дан­ное» оза­ре­ние все­го лишь часть про­цес­са, не дос­туп­но­го на­ше­му осоз­на­нию. Ана­ли­зи­руя свои от­к­ры­тия, ве­ли­кий не­мец­кий уче­ный де­вят­над­ца­то­го ве­ка Гер­ман Гель­м­гольц впер­вые опи­сал ста­дии твор­чес­ко­го про­цес­са: на­коп­ле­ние, вы­на­ши­ва­ние и оза­ре­ние.

На ста­дии на­коп­ле­ния со­би­ра­ет­ся ин­фор­ма­ция, и оп­ро­бу­ют­ся раз­лич­ные под­хо­ды. Эти под­го­то­ви­тель­ные дей­с­т­вия мо­гут зак­лю­чать­ся в чте­нии, наб­лю­де­нии, бе­се­дах с эк­с­пер­та­ми, за­пи­сях, фо­тог­ра­фи­ро­ва­нии или из­ме­ре­нии. По­том сле­ду­ют раз­мыш­ле­ния над проб­ле­мой - кон­цен­т­ра­ция, ме­ди­та­ция, мыс­лен­ное мо­де­ли­ро­ва­ние си­ту­ации. Это то вре­мя, ког­да ме­ха­ник сто­ит, ус­та­вив­шись на дви­га­тель, ху­дож­ник - на чис­тый холст, пи­са­тель - на чис­тый лист бу­ма­ги (или эк­ран ком­пь­юте­ра). В кон­це этой ста­дии че­ло­век го­во­рит се­бе: «Хо­ро­шо, я изу­чил проб­ле­му. Я об­ду­мал ее. Где же от­вет?»

Следующая ста­дия зак­лю­ча­ет­ся в ни­че­го-не-де­ла­нии. Ког­да упор­ные по­пыт­ки ре­шить проб­ле­му прек­ра­ще­ны, и она по­па­да­ет в об­ласть бес­соз­на­тель­но­го, на­чи­на­ет­ся пе­ри­од вы­на­ши­ва­ния. В ис­то­ри­чес­кой ли­те­ра­ту­ре опи­са­но мно­го слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, из­му­чен­ный твор­чес­т­вом, ре­ша­ет вздрем­нуть. Или са­дит­ся за руль, или идет про­гу­лять­ся. Ес­ли у не­го в го­ло­ве наб­ра­лось дос­та­точ­но ин­фор­ма­ции по ин­те­ре­су­ющей его проб­ле­ме, и ес­ли он дос­тиг пси­хо­ло­ги­чес­ко­го сос­то­яния, не­об­хо­ди­мо­го для про­ры­ва, то фа­за вы­на­ши­ва­ния за­вер­ша­ет­ся оза­ре­ни­ем: «Эври­ка!» - это не­ожи­дан­но приш­ло ре­ше­ние. Это мо­мент, ког­да вклю­ча­ет­ся прес­ло­ву­тая «элек­т­ри­чес­кая лам­поч­ка».

Хороший при­мер оза­ре­ния во сне, под­т­вер­ж­ден­но­го про­вер­кой в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии, при­во­дит но­бе­лев­с­кий ла­уре­ат От­то Ло­уи. По его сло­вам, еще в на­ча­ле сво­ей карь­еры он до­га­ды­вал­ся от­но­си­тель­но при­ро­ды нер­в­ных им­пуль­сов, но по­том на сем­над­цать лет за­был свои идеи, пос­коль­ку не мог при­ду­мать эк­с­пе­ри­мен­та, спо­соб­но­го их про­ве­рить. Поч­ти два де­ся­ти­ле­тия спус­тя он уви­дел сон, по­да­рив­ший ему ме­тод ус­пеш­ной про­вер­ки его те­ории.

Я прос­нул­ся, вклю­чил свет и бег­ло наб­ро­сал нес­коль­ко стро­чек на клоч­ке тон­кой бу­ма­ги. По­том я зас­нул сно­ва. В шесть ча­сов ут­ра до ме­ня дош­ло, что ночью я за­пи­сал неч­то важ­ное, но ра­зоб­рать свои ка­ра­ку­ли я так и не смог. На сле­ду­ющую ночь, в три ча­са, эта идея сно­ва по­се­ти­ла ме­ня. Она зак­лю­ча­ла в се­бе план эк­с­пе­ри­мен­та, спо­соб­но­го от­ве­тить на воп­рос, вер­на или нет ги­по­те­за хи­ми­чес­кой пе­ре­да­чи, выд­ви­ну­тая мной сем­над­цать лет на­зад. Я тут же встал и нап­ра­вил­ся в ла­бо­ра­то­рию, где про­вел прос­той эк­с­пе­ри­мент с ля­гу­шачь­им сер­д­цем, по пла­ну, уви­ден­но­му ночью.

Впоследствии Ло­уи по­лу­чил Но­бе­лев­с­кую пре­мию за до­ка­за­тель­с­т­во хи­ми­чес­кой при­ро­ды про­во­ди­мос­ти ней­ро­нов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...