Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 5: «Детский коллектив. Теория временного детского коллектива»




Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у египтян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяжении всей истории подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов.

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значенияпонятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается любая организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд, дружина, детское объединение), и более узкое, социально- психологическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А.С. Макаренко).

       В последнем, узком значении «коллектив- это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть внесены за рамки данной группы, - это не требование к коллективу, а его сущность» (К.К. Платонов).

Уровни формирования коллектива.

1. Группа- конгломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются общим заданием, группа поднимется на одну ступеньку.

2. Группа- ассоциация. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива.

3. Группа-кооперация. Новый виток межличностных отношений в группе.

4.Группа- автономия, которая характеризуется высоким внутренним единством. Для такой группы характерны слитность и спаянность. Однако группа – автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это может случиться, если группа изолирует себя от других данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять сои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается – в лжеколлектив. 

5. Если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская направленность, и она становится группой- коллективом.

Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (подобный, сходны).

Человек в одиночку может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только его опыт и опыт его сверстников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.

Понятие коллектива и основные стадии его развития.

Коллектив (от лат - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно- значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Б.Л. Вульфсон)

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа сборище». Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение детей и подростков, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В связи с этим обычно выделяют три стадии развития коллектива, критерием которого является отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям. Требования, высказанные в форме, не допускающей возражений, необходимы на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на сторону педагога перешли первый. Второй. Третий активисты, когда около педагога организуется группа, которая сознательно желает поддерживать дисциплину.

Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив, когда он «спелся» в едином тоне и стиле педагога. Это тот результат, который вознаграждает педагога за труд первого периода.

Основная цель работы педагога с коллективом заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреплении деловых отношений в коллективе.

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

- разнообразная деятельность;

- специальная методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

- умелое предъявление требования к детям;

- воспитание детского актива;

- организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно- ориентационной, коммуникативной деятельности;

- формирование здорового общественного мнения;

- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни;

- организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми.

Предъявление единых педагогических требований:

Педагогическое требование- это предъявление ребенку культурной нормы отношения к человеку, труду, обществу.

Начинать воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Необходимо без лишней назидательности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на улице, на занятиях, в общественных местах, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, взрослым людям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...