Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заповеди или правила работы вожатого в лагере
Таких «писаных» и «неписаных» заповедей и правил много. Их рождает интересная творческая работа вожатых. И все – таки некоторыми поделимся с тобой, вожатый. Воздействуй на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают, чтобы, оставаясь объектами воспитания, они проявили свою самостоятельность. Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь сделать, не изворачивайся, не лги. Если допустил промах, ошибку, признай их. Ищи в ребятах хорошее, его всегда больше. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям. Знай, куда ведут все дороги окрестности, не говори про дуб, что она ольха, а про ворону – коршун. Это не вежливо по отношению к природе. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице, на воздухе. Не ругай детей утром – солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще не ругай! Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель. Ребята должны иметь в лагере возможность естественного и полезного одиночества – это если одиночество – традиция. Помни, каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои соображения, спрашивай: «А как вы думаете?» Если ты говоришь, что у тебя ужасные дети в отряде, ты прав – у тебя не могут быть другими. Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди. Всегда помни, что ты человек самой сложной и самой интересной профессии. Умей видеть в нашей работе не только повседневную прозу, но и педагогическую поэзию. Чтобы увлечь других, будь сам увлеченным. Работай с «огоньком». Развивай в себе незаурядность. Ребята не любят неинтересных людей. Учись «глаголом жечь сердца людей». Помни, что слово – наше главное оружие. «Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми» /Ф.Вигдорова/ Не торопись обвинять, если чем – то недоволен. Учись постоянно и всесторонне.
Тема № 3: «Личность ребенка»
Я-Концепция. Смыслы и ценности Я – КОНЦЕПЦИЯ – система представлений человека о самом себе. Я – концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Окончательное формирование Я – концепции происходит к концу подросткового возраста. 1. Что первично? (смысл!!!) 2. На какой вопрос отвечает смысл? (зачем?) СМЫСЛ имеет одно из важнейших и жизнеопределяющих значений. Крайняя степень потери смысла жизни – СУИЦИД. Смысл жизни закладывается в ребенка в период 3 – 5 лет. Вот именно в этом возрасте идет закладка смыслом, здесь и только здесь. И в первую очередь это можно увидеть, проследив, в какие ролевые игры играют дети в этом возрасте, какие роли они себе выбрали. В этом возрасте все роли уже распределены между детьми и смысл дальнейшего существования уже определен. ЦЕННОСТИ Ценности – это то, ВАЖНО (задайте себе вопрос – «Что я считаю важным?») Ценности складываются у нас на протяжении всей жизни. Кроме того, принято считать, переоценка ценностей происходит каждые 7 лет. Так же переоценка ценностей происходит и во время возрастных кризисов (кризис среднего возраста). Ценности бывают двух видов: терминальные (ценные сами по себе, то к чему стоит стремиться в жизни) и инструментальные (используемые для достижения целей, обычно это черты личности). Темперамент. Темперамент – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент – скорость протекания психических процессов и состояний. Это основное врожденное свойство личности. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматическийи меланхолический. Холерик.Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. «+» черты характера: инициативность, энергичность, принципиальность. «-» черты характера: раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах, резкие смены настроения. Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. «+» черты характера: общительность, любопытство, мобильность. «-» черты характера: непостоянность, безответственность. Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. «+» черты характера: выдержка, глубина мысли, основательность. «-» черты характера: вялость, лень, безволие, бедность эмоций. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. «+» черты характера: выносливость, работоспособность. «-» черты характера: замкнутость, тревожность, ранимость, зацикленность, мнительность.
Социальные роли ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ И ВСЕ МЫ ИГРАЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Выбор ролей происходит в 3-5 лет – все, роли уже распределены. Дети быстро усваивают свои роли и знают все их плюсы и минусы. Беда для ребенка в том, что роль (любая роль!) непременно ограничивает его развитие. А роль, как правило, достается ребенку не по собственному выбору, не по способностям или стремлениям, а по воле родителей, братьев-сестер, учителей-воспитателей. Происходит это, когда мы навешиваем на детей «ярлыки», поддерживаем раз выбранную линию поведения («хорошая девочка», «плохой мальчик», «клоун», «жертва», «агрессор», «мудрец»). Навязанные в детстве роли могут влиять на самые разные способности и умения. Фиксированные роли – признак неблагополучной семьи. Одному ребенку всегда достается роль «хорошего», а остальные дети – в тени. Даже если возникающее разделение ролей окажется достаточно гармоничным, никого не будет травмировать, всем при этом будет хорошо – все равно оно сузит возможности развития. Роли не «отвердевают», если ребенок растет в гармоничной семье, где нет никаких чрезмерных ожиданий будущих его успехов: что он станет великим, известным, что осуществит в этой жизни то, что не сумели отец или мать (чаще всего здесь работают амбиции). В гармоничной семье каждого ребенка воспринимают самого по себе, не сравнивая его с другими, он каждый день чувствует, что любят. Ребенок должен узнать – и как заботиться о других, и как принимать заботу других о себе; он должен научиться требовать и просить, быть чутким и уметь говорить «нет»; бить лидером и уметь подчиняться, выигрывать и терять. В коллективе можно встретить самый разный набор социальных ролей. Раз и навсегда выбранную роль трудно поменять, трудно доказать окружающим, что ты больше ее не играешь, не хочешь играть.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |