Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 6: «Психологические аспекты в работе вожатого.




 Диагностика личности ребенка в ДОЛ»

 

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие — устранить.

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1. Первичная диагностика

Источником информации служат родители или лица их заменяющие, проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2. Медицинская информация.

    Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3. Первичное анкетирование детей(проводится в день заезда).

    Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и другие.

4. Выявление лидеров.

Помочь выявить лидеров может игра «Постройте ромб, квадрат ...». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки и (сам — стоя в сторонке), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюдения за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей, испытывающих сложности адаптации, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на которых можно положиться.

5. Наблюдение за поведением детей.

    Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

6. Изучение развития ребенка.

  Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

* если бы я был руководителем отряда, то ...

* чтобы в лагере было интересно, нужно ...

* если бы я был ... , то ...

 

7. Изучение настроенияребенка после проведенного дня.

Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную
картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

* красный — восторженное настроение;

* оранжевый — радостное;

* желтый — спокойное;

* зеленый — уравновешенное;

* синий — грустное;

* фиолетовый — тревожное;

* черный — уныние.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о пере возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Диагностика — это не только оценка изучения качеств личности, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой.

 

 


Тема № 7: «Организация лагерной смены.

Заезд: примерный план работы вожатого»

 

8. 00-14.00 Встреча и расселение детей. Один вожатый от отряда (корпуса) находится в регистрационной группе и проводит запись детей в свой отряд. Когда ребята запишутся в отряд, их провожает вожатый – проводник до отряда, где его встречают вожатые. Вожатый, который встречает ребят в отряде, заносит их в список, показывает комнату, кровать, тумбочку, где ребенок может расположиться и разложить свои вещи, предлагает подписать бирку на сумке (она готовится вожатыми для каждого ребенка). Все сумки положить строго на определенные полки. Вожатый общается с родителями и детьми, отвечает на все вопросы. В этот же период у детей нужно взять медицинские справки, недостающие сведения. После того как ребенок расположился, вожатый предлагает ему занятие, нарисовать свою визитку для кровати, заполнить анкету, и т.д. Когда в отряде соберутся более пяти человек, вожатому необходимо занять их творческим делом (нарисовать плакат, раскрасить, заранее приготовленный стенд для отрядного уголка и т.д.), главное чтобы пока проходит заселение отряда дети не «разбегались» по лагерю, а были всегда в поле зрения вожатого, пока он принимает остальных ребят.После расселенияотряд собирается на отрядном месте.

12.00(12.30) Первый организационный хозяйственный сбор(ведет один вожатый)Вовлекая детей в игровой процесс с первых минут их нахождения в лагере, важно помнить о необходимости своевременной консультации ребят по элементарным бытовым вопросам:

 

ПЕРВЫЙ ОРГХОЗСБОР (о чем не забыть сказать)

Вход в корпус.

Сменная обувь (место хранения в комнате).

Верхняя одежда.

Что такое отрядное место.

Где туалеты, умывальники. Душ, прачечная, комната гигиены

Техника безопасности. Клещи.

Ценные вещи, деньги.

Лекарства.

Режим дня.

Питание и столовая.

Комнаты, уборка, что где хранить.

Санобход.

Как хранить продукты.

Визитки на комнаты и кровати.

Дежурство по столовой. Вход в столовую.

Общий сбор на 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

Аплодисменты тем, кто приходит на отрядное место.

План на день (на сегодня, где будет висеть).

Мы всегда должны знать, где дети.

Дежкомы.

Где сушить вещи, полотенца.

Как заправлять кровати.

Второй вожатый вместе с дежурными детьми по столовой узнает в столовой о рассадке своего отряда, накрывает столы. Внимание детям разрешается снимать стулья со столов, носить хлеб, порционные продукты на разносах, расставлять посуду на столы, заранее принесенной вожатыми.

Горячее (первое, второе, третье) получает вожатый на раздаче и разливает по порциям. Форма дежурных обязательна!

13.00 Обед. Как только в столовой все готово и дежурный вожатый разрешил вашему отряду зайти в столовую, другой вожатый или дежком собирает весь отряд на отрядном месте и ведет в столовую. Заранее необходимо проинформировать ребят о рассадке и правилах поведения в столовой. Напомните детям о хорошей привычке мыть руки перед едой. Перед входом в столовую есть традиция «кричалки». Рассадка в столовой.После того, как прозвучала кричалка, один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за тем местом, которое они заняли в первый раз, за тем столом они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи). Во время обеда: один вожатый присматривает за детьми, выдает если необходимо порционные продукты. После того как отряд поел, один вожатый собирает всех детей и ведет в корпус, а дежурный вожатый с дежурными детьми убирает со столов.

14.00-16.00 Тихий час. Все ребята должны находится в своих кроватях. Запрещается шуметь, громко разговаривать. Можно почитать книгу, разгадывать кроссворды, собирать пазлы и т.д.

16.00-16.30. Полдник. Накрывает дежурный вожатый и дежурные. Сразу необходимо разъяснит детям, что дают в столовой нужно съедать в ней, запрещается выносить продукты и съедать их на улице.

16.30-17.30 Экскурсия (первые отрядные сборы).Перед уходом на экскурсию необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит экскурсию по лагерю для детей (другой вожатый в это время занимается оформлением документации (заполняет списки).

Экскурсия предполагает рассказ о: административном корпусе, медпункте, клубе, танцплощадке, стадионе, линейке, хоздомиках, столовой и т.д. Экскурсия начинается с ворот лагеря и заканчивается под самолетом «символом лагеря». Перед воротами нужно рассказать детям о главной традиции- приветствовать лагерь. Хором, стоя под воротами, всем отрядом произнести: 'Здравствуй, Парус!' По поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд, так пройдет у этого отряда и вся смена. Форма проведения экскурсий это уже первая творческая самореализация вожатого. Во время движения по лагерю отряды идут по правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет отряд, второй - замыкает - следит, чтобы отряд 'не растягивался' и не разбегался. Приветствуются кричалки, песни.

17.30 Отрядный сбор. Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые примут в них участие, так как это одна из первых встреч и первое знакомство со всем отрядом. Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать командира, название, девиз, эмблему отряда, придумать всевозможные 'кричалки'. В это время можно провести КТД оргпериода.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...