Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Развитие старших подростков (14-16 лет)
Физический рост и развитие
* наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам)
* завершается рост скелета
* усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть
* развивается мужское и женское поведение
* завершается формирование социальных установок
| Характерные особенности
* ориентация на мир взрослых
* достижение личностного самоопределения
• стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально
* желание поставить себя в позицию взрослого
* мужество, одежда, смелость — важны связи с социальной позицией
* девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
* наблюдается беспокойство о своей внешности
* рождается первая любовь
* растет социальная активность
* появляется стремление к достижению независимости от своей семьи
* происходит выбор будущей профессии
* появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
* возникают интимные, эмоциональны отношения между юношами и девушками
* «пренебрежение» к советам старших
* кризис независимости
* проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело
* проявляется сознательное желание принести благо другим людям
|
Советы вожатому
* оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками
* построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
* создавай необходимые условия для отдыха
* организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями
|
Какие же ситуации ожидают вожатого в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать еще до отъезда в него?
Таблица 5.
Проблемы детей младшего возраста
Прогнозируемые ситуации
| Варианты решения
| Болезненно переживают разлуку с семьей
| Отвлечь интересными делами, переключить внимание
| Раздражительны, тоскуют по дому
| Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе
| Задают множество вопросов
| Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
| Быстро утомляются
| Быстрее «бежать» к финишу, к результатам — в игре, труде...
| Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи
| Терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть
| Неуверенны в себе
| Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания
| Привыкли есть медленно, всухомятку
| Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое.
| Готовы пробовать все на вкус
| Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях...
| Потеряли интерес к занятиям, внимание рассеянное
| Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
| Слезы и страхи в темноте
| Не оставлять одного ребенка в темноте
| Проявляют желание играть с младшими детьми
| Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
| Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых
| Стремиться не подавать дурного примера ни в чем
| Постоянно опаздывают
| Не давать поручений, связанных с учетом времени
| Впечатлительны
| Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
| Постоянно рискуют, СКЛОННЫ к травматизму
| Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности
|
Таблица 6.
Проблемы детей среднего возраста
Прогнозируемые ситуации
| Варианты решения
| Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
| Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
| Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия
| Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
| Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков
| Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
| Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры
| Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
| Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости
| Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики,
| Таблица 7.
Проблемы детей-подростков
Прогнозируемые ситуации
| Варианты решения
| Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя»
| Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя с ним будете вести
| Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли
| Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
| Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале
| В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше.
| Интерес к себе
| В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
| Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний
| Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно
| Проявление чрезмерной самостоятельности
Стремление освободиться от родительской опеки
| Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности
| Несбывающиеся мечты подростков
| Поразмышлять вместе с подростками о будущем
|
|