Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 4: «Психологические аспекты в работе вожатого. Возрастные особенности»




 

Чтобы добиться успеха в своей деятельности вожатый должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу.

Для этого воспитателю необходимо с уважением относиться к детям, и, если это, возможно, любить их, вне зависимости от их нравственных качеств знать свои обязанности и права, стремиться выполнять эти обязанности.

Вожатый должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, свое решение.

Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.

 

 

Таблица 1.

Развитие детей младшего возраста (5-8 лет)

 

Физический рост и развитие * Руки и ноги растут быстрее тела * общее управление телом хорошее * координация глаз и рук улучшается к 7 годам * сердечно -сосудистая система отстает' в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений * невелик запас прочности опорного аппарата * слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса что повышает возможность раз личных травм во время игр (растяжение связок и т. д.), нарушение осанки   Характерные особенности * Высокий уровень активности * желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо * лучшая награда—похвала * стремление получить время на самостоятельные занятия * формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии * кризис 7 лет — «кризис непосредственности» * считают друзьями тех, кого видят чаще других * любознательны * отличаются конкретностью мышления * подвижны * не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном * высокий авторитет старшего товарища * суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками сами детей  

 

                                              Советы вожатому   Ø Организуй подвижные игры при ограничении прыжков и бега Ø Развивай умения лазать и пользоваться качелями Ø Используй ритмические виды деятельности, песни, драматические постановки Ø Обучай правильным навыкам труда Ø Обеспечь детей конкретными поручениями и творческой свободы при их выполнении Ø Предоставляй детям свободу действия, развивай способности (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.)  

 

Таблица 2.

Развитие детей среднего возраста(9-11 лет)

 

  Физический рост и развитие * Рост девочек опережает рост мальчиков * начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков) * учащается сердцебиение * чаще появляется головная боль * ускоряется развитие скелета, рук, ног * активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью     Характерные особенности   * стремление повелевать у мальчиков подчиненность у девочек * энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны * часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности * стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры * шумны, спорят, влюбчивы * боятся поражения, чувствительны критике * интересы постоянно меняются * мнение группы более важно и значительно, чем мнение взрослых * укрепляется волевая сфера * бурно проявляют эмоции * повышенное стремление к спорам неуступчивость * в контакт вступают легко, по склони к конфликтам со сверстниками, взрослы ми, родителями * стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности * увлекаются коллективной деятельностью * выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает * не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы • неудача вызывает резкую потерю интереса к делу  

 

                                                                                                                 Советы вожатому * поощряй детей и хвали * используй такие виды деятельности, которые дают простор проявлений мускульной активности * организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам * организуй разумное руководство; пробуди в ребятах интерес к окружающему миру; • стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей    

 

Таблица 3.

Развитие подростков (12-14 лет)

 

Физический рост и развитие * девочки обычно выше мальчиков * половое созревание * быстрый рост мускулатуры * завершение роста скелета * быстрый рост мускулатуры * мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года * различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть   Характерные особенности * дети испытывают внутреннее беспокойство * антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга * мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых * дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета * стремятся к соревновательности * подчиняют свои интересы мнению команды * сопротивляются критике * появляется интерес к заработку * возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности * отчуждение от взрослых * стремление утвердить свою самостоятельность * остро ощущаемая потребность в активности * горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие * формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки * развивается самооценка, самосознание стремление определить свое место сред сверстников и взрослых * не принимают на веру все, что слышат о взрослых * способны противостоять влиянию окружающих * могут воздействовать на сверстников  

 

Советы вожатому   * проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек) * отдавай предпочтение спортивным играм * используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий * воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов  

 

Таблица 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...