Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 2: «Профессиограмма вожатого»




Тема № 1: «Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство»

«Напрасно я состарился. Напрасно.

Я был так счастлив в детстве. »

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Лето! Время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул и перерывов не бывает. Лето продолжает процесс воспитания в формах, соответствующих его романтическому характеру. Романтический характер лету придают его неизменные спутники: солнце, воздух, лес, вода.

Что такое детский лагерь? Собственно говоря - это та же «школа». Школа, где в условиях лета продолжается процесс расширения кругозора ребят, закрепления их знаний на практике, процесс воспитания и закрепление старых привычек и навыков поведения. Только эта школа с большой дозой самостоятельности, с романтической, игровой атмосферой жизни, чуть-чуть военизированными условиями, лесной естественной обстановкой и веселыми традициями. Лагерь – это летняя школа жизни ребят.

Чем специфичен лагерь?

Местом. Природными, лесными, естественными условиями.

Временем. Летним каникулярным, «раскованным»- вызывающий особый мажорный психологический настрой ребят.

Ритмом времени. В умелых руках вожаков на счету каждая секунда. Темп жизни ребят высок, насыщен активной деятельностью.

Лагерь специфичен коллективом детей. Как правило, в нем живут и действуют ребята, собранные из десятков мест, школ, коллективов. Именно этим лагерь напоминает большой полустанок, где ненадолго останавливаются детские поезда. Ровно настолько, чтобы можно было изумиться красоте новых мест, вкусить сладкой ягоды из кулечка, постоять на твердой земле и главное - увидеть, узнать новых людей, друзей. И что удивительно, с трудом расстаешься с временными, но очень полюбившимися попутчиками. Уж такой он лагерь - железнодорожный узел человеческих связей и отношений.

Лагерь пронизан высокой романтикойлинеек, костров, песен, походов, трудовых десантов, игр и другими своими славными традициями.

Ученые подсчитали, что за двадцать один день смены мальчишки и девчонки взаимодействуют и общаются с такой интенсивностью, что количество контактов у них возникает столько, сколько в школе они имеют за четыре длинные четверти.

Лагерь способен, хотя бы частично, компенсировать ребенку дефицит общения в коллективе сверстников, позволяет оторваться от дома, семьи, привычных стереотипов, что создает условия для испытания себя в новой обстановке, для определения своих сильных и слабых сторон. Данное условие усиливает эффект воспитательной системы лагеря.

Главная цельсодержания летнего организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать по возможности такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.

Детский оздоровительный лагерьявляется внешкольным учреждением периодического функционирования и в своей работе учитывает специфику внешкольного воспитания, опираясь на классические идеисвободного воспитания:

добровольность участия детей в различных делах,

свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития ребенка,

конкретных условий работы внешкольного учреждения,

специфики педагогического руководства, осуществляемого как профессиональными педагогами, так и представителями других профессий, обученных на инструктивных семинарах.

Детские оздоровительные лагеряв настоящее время выступают как важнейшие социальные институты, способствующие развитию, воспитанию и оздоровлению детей, выполняют целыйрядважнейшихфункций в обществе:

-развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;

способствуют его оздоровлению, закалке, воспитанию валеологической культуры,

 воспитывают чувство коллективизма,

вырабатывают коммуникативные навыки.

Ценности лагерной жизни:

Опыт самостоятельности

Развлечение и отдых

Опыт демократии

Детская самодеятельность

Дружба со взрослыми

Индивидуальное взросление и развитие

Опыт здоровьесбережения

Развитие новых навыков и интересов

Развитие духовной жизни ценностей

Развитие навыков ответственности за свои собственные поступки

Детский оздоровительный лагерьявляется внешкольным учреждением для детей в возрасте 7-15 лет. Сроки оздоровления детей в лагере определяются с учетом рекомендаций органов здравоохранения, природно-климатических условий и составляют 21 день в смену. Летний сезон состоит из 3-х смен, продолжительность каждой позволяет реализовать основные цели и задачи деятельности центра и дополнительных смен (3-21 день) в течение года.

В свете разработанной воспитательной концепции работа ДОЛ направлена на реализацию взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов:

воспитания;

развития;

оздоровления;

       Все эти процессы реализуются посредством взаимодействия двух начал: самореализации личности и ее социализации.

В воспитательной системе ДОЛ (АЛ «Парус») основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребенка, осуществление выбора занятий в соответствии со своими интересами. Педагогическому персоналу важно уметь распознать задатки, интересы и потребности детей, их индивидуальные особенности, создать с учётом этого комфортные условия для их реализации.

Главная задача– адаптировать детей к условиям лагеря, максимально показать его возможности для реализации творческого потенциала детей, создание условий решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена коллектива, личностного роста детей.

Главным результатомв нашей работе являетсято, что каждый ребенок может раскрыть свои способности, добиться успеха, значимого для себя и для других.

Направления воспитательной работы:

гражданско-патриотическое 

семейное

лидерское

экологическое

интеллектуальное

спортивно-оздоровительное

художественно – эстетическое

духовно-нравственное

Функции лагеря:

Организационно-коммуникативная

       - организация общения со сверстниками, налаживания его разносторонних коммуникативных контактов.

Прогностическая

- прогнозирование процессов личностного развития детей и их оптимальной коррекции.

Воспитательная

- воспитательное воздействие на ребенка со стороны всех субъектов воспитательной системы.

Оздоровительная

 - профилактика заболеваний, укрепление здоровья и выработка навыков здорового образа жизни.

Основные педагогические принципы деятельности:

Принцип комплексного подхода:

 - скоординированная работа всех субъектов воспитательной системы для достижения поставленных целей

Принцип игры и романтики:

- включение участников смены в ролевые игры.

Принцип природосообразности:

 - учет природных задатков и особенностей, интересов и потребностей каждого конкретного ребенка.

Принцип диалогизации:

- ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка.

Принцип свободы самовыражения:

- самостоятельный выбор способов и видов деятельности, создание ситуации успеха.

Принцип креативности:

- воспитание творческого начала, создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.

Принцип культуросообразности:

- процесс социального развития и воспитания личности, основанный на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.

Организациясмен в ДОЛ (АО «Парус») основана на реализации тематических программ, которые направлены на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, через организацию тематических дел смены на уровне «отряд – дружина - лагерь». Дела усложняются от недели к неделе. Каждый день, каждое дело проигрывается на 2-3 уровнях: дела в отряде, в дружине и в лагере.

Виды деятельности:

спортивно- оздоровительная;

культурно-досуговая;

художественно-эстетическая;

социально-трудовая;

коммуникативная

Основной характер смены досугово- оздоровительный, а также большое внимание уделяется лидерскому образованию, направленному на приобретение подростками лидерского опыта –это давняя традиция лагеря, которую мы бережно поддерживаем и развиваем. 

Основное содержание деятельности планируется в отрядах, которым дается право свободного выбора в планировании и организации воспитательной работы в соответствие с общелагерной программой.

Вместе с тем, имеется план общих мероприятий в лагере, в дружине по отдельным возрастным группам, система кружковой деятельности.

Отрядная работа подкрепляется, в первую очередь, дружинными делами, нередко отрядное дело предваряет дружинное.

Общелагерные дела являются своеобразными мажорными аккордами в работе отряда.

Все участники смены делятся на отряды, объединенные в три дружины, по возрастным критериям:

Дружина «Искра» (начальное звено)

Дружина «Звезда» (среднее звено)

Дружина «Пламя» (старшее звено).

Лагерь, дружины, отряды имеют: название, девиз, гимн, торжественную песню, эмблему, законы, традиции. Элемент одежды, отражающие специфику смены и особенности лагерного, дружинного, отрядного коллектива.

Законы и традицииДОЛ:

Законы ноль-ноль

Закон территории

Закон дружбы

Закон поднятой руки

Традиция самоуправления

Традиция трудовых десантов

Традиция вечерней речевки

Традиция вечернего огонька

Традиция отрядного сбора

Традиция доброго отношения к людям

Традиция доброго отношения к песне

Традиция творческих поручений.

Система поощрений.

Цель: стимулирование активности детей.

 Система поощрения вступает на 4-ый день смены (после ее открытия).

Каждому ребенку выдается паспортжителя города, где отмечается его активное участие в каком-либо деле.

Если паспорт заполнен полностью, то ребенок получает высшую номинацию лагеря. Заполнившие паспорт ребята в конце смены поощряются.

По такой же системе оцениваются отряды и вожатые: в каждом отряде вожатыми определяются свои номинации, в зависимости от специфики деятельности отряда. На протяжении всей смены отряд ведет летопись, в которой описываются самые значительные события каждого прожитого дня. Летопись – это неофициальный документ, по которому оценивается отряд. По итогам смены самая интересная и красиво оформленнаяЛетопись отмечается Советом Командиров.

Номинации:

 «Капитан семи морей!»

«Лучший командир»

 «Лучший отряд»

«Лучший вожатый»

 

 

Тема № 2: «Профессиограмма вожатого»

 

Управлять неугомонным, необозримым детским «государством» - задача чрезвычайно сложная, но потрясающе интересная!

Педагогический состав ДОЛ 

Директор лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.

Заместитель директора по воспитательной деятельности - осуществляет программное обеспечение смены, контролирует работу педагогических служб лагеря, соблюдение режимных моментов, санитарное состояние корпусов, организацию дежурства отрядов; организует методическую помощь вожатым, создание методической базы; проводит методические и административные планерки, педагогические советы.

Старший вожатый дружины - осуществляет программное обеспечение отрядов, дружины. Несет ответственность за реализацию отрядной, межотрядной, дружинной деятельности. Проводит планерки, консультации для вожатых. Контролирует санитарное состояние корпусов, организацию дежурства отрядов по столовой и приема пищи детьми, территории лагеря.

Режиссер (педагог организатор)– организует и реализует досуговую деятельность детей в лагере через проведение общелагерных мероприятий, консультирует педагогический состав по проведению дружинных и отрядных мероприятий.

Вожатые - организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел, осуществляют учебу актива отряда, несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Осуществляют контроль режимных моментов, организуют дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета, кружка, секции и т.д. Проводят с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.

Физрук - организует спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.

Плаврук - осуществляет купание детей на реке и в бассейне; проводит инструктаж вожатых и детей по технике безопасности на воде, обучает детей плаванию, проводит спортивные соревнования.

Психолог - создает условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводит консультации с педагогическим коллективом по вопросам психологии и психологических особенностей детей разного возраста, индивидуальные беседы с «проблемными» детьми; осуществляет диагностику в отрядах, дружинах, лагере по проблеме эмоциональной удовлетворенности детей, степени сплоченности.

Медицинский персонал - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря.

 

 

Лагерь начинается с вожатого…

Из «Книги вожатого»: «В 1922 году была создана пионерская организация. Это сразу же потребовало взрослых руководителей для пионерских коллективов. Тогда и появилось это крылатое название будущей сложной и ответственной профессии – вожатый. Оно происходит от понятия «вести», «идти во главе».

Из размышления об истоках профессии вожатого, летчик – космонавт СССР А.А. Леонов сказал: «Вместе с первыми пионерскими отрядами в 1922 году появилась рядом с детьми одна из самых обаятельных фигур нашего времени: взрослый человек с комсомольским значком на груди, с алым галстуком, задорный, веселый выдумщик, товарищ. Он пришел к детям, чтобы доходчиво, страстно и убежденно рассказать им о будущем».

За многие годы развития нашей страны менялась и социальная характеристика профессионального статуса вожатого - лидера детского коллектива, но неизменной оставалась его лидерская позиция. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом.

Зоной особого внимания педагогических отрядов, являются детские оздоровительные центры, городские и загородные лагеря, в педагогической   системе которых должность вожатого является основополагающей. Современные тенденции к изменениям форм и содержания деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков требуют и формирования особого типа педагога.

 В педагогической системе ДОЛ должность вожатого является основополагающей. 

Предмет труда вожатого ДОЛ, то есть на что направлен его труд, являются дети и подростки 7-15 лет и временные детские коллективы (отряды), создаваемые на базе дружин лагеря.

Цель труда. Цель труда вожатого определяется педагогической концепцией, уставом ДОЛ и носит в условиях временного детского коллектива направленный характер: развитие личности ребенка.

Результаты труда вожатого ДОЛ. К совокупному результату труда вожатого ДОЛ, независимому от сложившегося уровня его профессиональной деятельности, можно отнести:

- уровень сформированности временного детского коллектива на основе его самодеятельности в продуктивных, творческих видах коллективной работы, направленной на развитие каждого ребенка;

- гуманистический, ценностно-ориентированный уровень взаимоотношений, общения и деятельности, реально влияющий на позитивные изменения в социализации подростка;

- повышения уровня социально-значимого и жизненно-важного опыта (знания, умения, навыки), формирующего стабильную потребность в самосовершенствовании и саморазвитии у подростков во временном детском коллективе и в последующий период;

- сохранение и улучшение психоэмоционального и физического здоровья подростков, отсутствие аутсайдеров в детском коллективе;

- включенность в процессы совершенствования собственной деятельности, деятельности педагогического коллектива по реализации программ лагеря.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 473.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...