Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ




1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке.

2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

 

1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке

 Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он – человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека?

 Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы "извне". Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

 Другой подход – "изнутри" – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

 Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

 Человек – целостное биосоциальное существо, высшая ступень развития живых существ на Земле. При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, мыслящего, радующегося и страдающего. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. Получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.

 Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Чтобы уяснить различие между терминами "индивид" и "индивидуальность", обратимся к примеру.

 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

 Личность – итог развития индивида. Деятельность – основной путь и единственный способ стать личностью.Понятие личности играет в общественных науках, а особенно в социологии, очень важную роль. Независимо от того, рассмат­риваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке "строителя" социальной реаль­ности, мы не можем отрицать того факта, что без личности как носителя биологических и психологических особенностей обще­ство оказывается просто невозможным. Нормы и обычаи обще­ства всегда воплощаются в представлениях, поступках и сужде­ниях конкретных людей, то есть личностей.

Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Понятие "личность" подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не определено генетически и биологически. Личностью становятся, а не рожда­ются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Ново­рожденный — это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя соци­альные обязательства. А это означает, что личность – это, прежде всего, социальное понятие.

 Человек действительно не свободен, поскольку он неизбежно должен следовать определенным нор­мам; даже нарушение норм не является проявлением свободы, человек обычно выбирает между двумя способами поведения, а, следовательно, и согласует свое мнение с нормами или, напротив, намеренно выбирает неправильный способ поведения. С другой стороны, отдельный человек использует свое "я", основыва­ясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Человек может стать инициатором трансфор­мации общества, то есть побудить его изменить те стандарты, ко­торые оно приняло и использует в своей жизни. Индивидуальная активность, личный пример – это важный, хотя и не единствен­ный источник изменения общества. А это означает, что человек обладает определенной степенью свободы.

Личность в социологии принято рассматривать как типично­го носителя норм, ценностей, традиций определенной социаль­ной группы (или нескольких социальных групп). Однако человек не перестает быть личностью оттого, что отказывается принимать ценности сообщества. Скорее, наоборот, "бунтарь" в нашем со­знании в большей степени является личностью, чем человек, по­корно подчиняющийся существующим Нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.

Личность формируется во взаимодействии внутренних побуж­дений и внешних ограничений.

В социологии существует мнение, что личность является фун­кцией от того множества ролей, которые выполняются челове­ком. Считается, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий отно­сительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен при­нять на себя роли.

Личность формируется под влиянием тех ожиданий и требо­ваний, которые направлены на человека со стороны других лиц. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит представления других о себе самом как зеркало, и судим о самом себе по тому отраже­нию, которое он там обнаруживает. "Зеркальное "я" включает три компонента: а) восприятие человека другими людьми, б) ре­акция других людей на человека и в) восприятие человеком того, как другие люди реагируют на него.

При этом существует опасность неверного истолкования мне­ний, которые мы получаем от других, или искаженного зеркала. Так, например, люди часто принимают и поддерживают те при­ятные им высказывания о себе, которые в действительности ока­зываются не более чем лестью; точно так же человек может отне­сти брань начальника на свой счет, принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива, тогда как это просто проявление его плохого настроения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекатель­ный или непривлекательный, достойный или никчемный. Подоб­ная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.

 

Выполните практическое задание:

Человек, личность.

1 Личностью не рождаются, ею становятся. Нет такого понятия, как "личность новорожденного". Ответьте на вопросы

 

 

 

 


Кто и что воспитывает тебя: ______________________________________.

Перечисли, какими качествами ты хочешь обладать: _________________.

Как этого можно достичь: ________________________________________.

2. Человек – это животное. Разве не так? Перечисли то, в чем он схож с животными: _________________________________________________________.

3. Укажи основные различия между человеком и животными:

 Человек на жизненном пути сталкивается со многими людьми и их поступками, постепенно он делает для себя выводы, что ему мешает в жизни, что он в людях не уважает, и что наоборот, ему в них нравится. Заполни таблицу: в левый столбик впишите качества, которые вы цените и одобряете в людях, а в правый столбик то, что вы не уважаете.

 

Я ценю

Я осуждаю

       
       

 

4. Трое молодых людей решили завести "свое дело" – создать фирму по ремонту квартир Для этого они собрали деньги, которые были у них, взяли в долг у друзей и знакомых, чтобы купить инструменты и материалы. Наступил радостный момент – поход по магазинам. Когда еще не было куплено самое главное, они понимают, что сумку, где лежали деньги, они забыли в кафе. Друзья мигом вернулись в кафе, где обратились к буфетчице с вопросом о пропаже. Она ответила, что...

Дайте несколько вариантов ответа. Оцените их с позиций норм морали.

2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

 Основа духовной жизни – сознание.Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

 Сознание – и это способность отражать действительность. Человек получает представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, сознание переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремиться выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

 Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук. Философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Именно развитие мозга привело к завершению процесса антропогенеза (развития человека) и рождению феномена сознания.

 Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательские институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.

 Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга – хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.

 Философ Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". Человеку от рождения дана способность мыслить. Источником знаний является разум. Разум – это способность рассуждать, отличать одно от другого.

 Что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно – развитием общества.

 Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека, поэтому можно сказать, что мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

 Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

 В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово латинского происхождения, означающее буквально – имеет значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

 Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершавшуюся без участия сознания.

 Австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение. Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

 В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное – источник творческой фантазии духа.

 На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях.

 Для человека, испытывающего состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из "Русалки" А. С. Пушкина: "Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила". Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

 


Вопросы и задания

1. В чем различие понятий: человек, индивид, личность? Что такое индивидуальность?

2. Как проявляется взаимосвязь духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке?

3. Как личность зависит от общества? Можно ли быть независимым от общества?

4. Как вы думаете, нужны ли особенные условия для жизни и воспитания сверходаренной личности?

5. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека – центральная проблема человеческой истории". Что понимается под проблемой человека?

6. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

А) действие механизма наследственности;

Б) работа органов чувств;

В) обменные процессы;

Г) творческая активность.

7. Какому понятию соответствует определение: "Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле"?

8. Что такое сознание, каково его значение для человека?

9. Что лежит в основе познавательной деятельности человека?

10. Какую роль играют мотивы и интересы в деятельности человека?

11. Чем различается сознательное и бессознательное в деятельности человека?

 

 



ТЕМА 8. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека.

2.  Ценности жизни человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...