Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке. 2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.
1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он – человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека? Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы "извне". Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ. Другой подход – "изнутри" – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека. Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя. Человек – целостное биосоциальное существо, высшая ступень развития живых существ на Земле. При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, мыслящего, радующегося и страдающего. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. Получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью. Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Чтобы уяснить различие между терминами "индивид" и "индивидуальность", обратимся к примеру. 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Личность – итог развития индивида. Деятельность – основной путь и единственный способ стать личностью.Понятие личности играет в общественных науках, а особенно в социологии, очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке "строителя" социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что без личности как носителя биологических и психологических особенностей общество оказывается просто невозможным. Нормы и обычаи общества всегда воплощаются в представлениях, поступках и суждениях конкретных людей, то есть личностей. Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Понятие "личность" подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не определено генетически и биологически. Личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Новорожденный — это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя социальные обязательства. А это означает, что личность – это, прежде всего, социальное понятие. Человек действительно не свободен, поскольку он неизбежно должен следовать определенным нормам; даже нарушение норм не является проявлением свободы, человек обычно выбирает между двумя способами поведения, а, следовательно, и согласует свое мнение с нормами или, напротив, намеренно выбирает неправильный способ поведения. С другой стороны, отдельный человек использует свое "я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Человек может стать инициатором трансформации общества, то есть побудить его изменить те стандарты, которые оно приняло и использует в своей жизни. Индивидуальная активность, личный пример – это важный, хотя и не единственный источник изменения общества. А это означает, что человек обладает определенной степенью свободы. Личность в социологии принято рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако человек не перестает быть личностью оттого, что отказывается принимать ценности сообщества. Скорее, наоборот, "бунтарь" в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим Нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. В социологии существует мнение, что личность является функцией от того множества ролей, которые выполняются человеком. Считается, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий относительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен принять на себя роли. Личность формируется под влиянием тех ожиданий и требований, которые направлены на человека со стороны других лиц. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит представления других о себе самом как зеркало, и судим о самом себе по тому отражению, которое он там обнаруживает. "Зеркальное "я" включает три компонента: а) восприятие человека другими людьми, б) реакция других людей на человека и в) восприятие человеком того, как другие люди реагируют на него. При этом существует опасность неверного истолкования мнений, которые мы получаем от других, или искаженного зеркала. Так, например, люди часто принимают и поддерживают те приятные им высказывания о себе, которые в действительности оказываются не более чем лестью; точно так же человек может отнести брань начальника на свой счет, принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива, тогда как это просто проявление его плохого настроения. При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или непривлекательный, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.
Выполните практическое задание: Человек, личность. 1 Личностью не рождаются, ею становятся. Нет такого понятия, как "личность новорожденного". Ответьте на вопросы
Кто и что воспитывает тебя: ______________________________________. Перечисли, какими качествами ты хочешь обладать: _________________. Как этого можно достичь: ________________________________________. 2. Человек – это животное. Разве не так? Перечисли то, в чем он схож с животными: _________________________________________________________. 3. Укажи основные различия между человеком и животными: Человек на жизненном пути сталкивается со многими людьми и их поступками, постепенно он делает для себя выводы, что ему мешает в жизни, что он в людях не уважает, и что наоборот, ему в них нравится. Заполни таблицу: в левый столбик впишите качества, которые вы цените и одобряете в людях, а в правый столбик то, что вы не уважаете.
4. Трое молодых людей решили завести "свое дело" – создать фирму по ремонту квартир Для этого они собрали деньги, которые были у них, взяли в долг у друзей и знакомых, чтобы купить инструменты и материалы. Наступил радостный момент – поход по магазинам. Когда еще не было куплено самое главное, они понимают, что сумку, где лежали деньги, они забыли в кафе. Друзья мигом вернулись в кафе, где обратились к буфетчице с вопросом о пропаже. Она ответила, что... Дайте несколько вариантов ответа. Оцените их с позиций норм морали. 2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Основа духовной жизни – сознание.Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу. Сознание – и это способность отражать действительность. Человек получает представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, сознание переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремиться выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь. Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук. Философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Именно развитие мозга привело к завершению процесса антропогенеза (развития человека) и рождению феномена сознания. Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательские институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить. Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга – хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления. Философ Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". Человеку от рождения дана способность мыслить. Источником знаний является разум. Разум – это способность рассуждать, отличать одно от другого. Что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно – развитием общества. Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека, поэтому можно сказать, что мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово латинского происхождения, означающее буквально – имеет значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей. Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершавшуюся без участия сознания. Австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение. Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное – источник творческой фантазии духа. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из "Русалки" А. С. Пушкина: "Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила". Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.
Вопросы и задания 1. В чем различие понятий: человек, индивид, личность? Что такое индивидуальность? 2. Как проявляется взаимосвязь духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке? 3. Как личность зависит от общества? Можно ли быть независимым от общества? 4. Как вы думаете, нужны ли особенные условия для жизни и воспитания сверходаренной личности? 5. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека – центральная проблема человеческой истории". Что понимается под проблемой человека? 6. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного? А) действие механизма наследственности; Б) работа органов чувств; В) обменные процессы; Г) творческая активность. 7. Какому понятию соответствует определение: "Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле"? 8. Что такое сознание, каково его значение для человека? 9. Что лежит в основе познавательной деятельности человека? 10. Какую роль играют мотивы и интересы в деятельности человека? 11. Чем различается сознательное и бессознательное в деятельности человека?
ТЕМА 8. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА 1. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. 2. Ценности жизни человека. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |