Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция, революция и реформа в развитии общества




 

 

В борьбе нужно руководство­ваться высшим принципом – "революционной целесообразнос­тью", и "если закон препятствует развитию революции, он отме­няется или исправляется". (5) Тяготы и гибель людей в револю­циях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. "...Во время революции, – изящно и образно констатировал6 Карл Маркс, – не пахнет розовым маслом и... время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью..." С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: "...Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс".

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа(от лат. reformo – преобразовываю) – это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянс­кая реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и опре­делила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.

Практическое осуществление реформ происходит через при­нятие и обеспечение выполнения государственной властью соот­ветствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы "не идут".

Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с "реформами" образовательной системы, хозяй­ственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечат­ляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка суще­ствовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космичес­кой мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, куль­турному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищ­но-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в част­ный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. "Закона о гражданстве" в Латвийской Респуб­лике разделило население этой страны на "граждан" и "неграж­дан", что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвий­ского общества. "Неграждане", оказавшиеся апатридами (от греч. – лишенный отечества, родины – лица, оказавшиеся без гражданства, подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них име­ют право на натурализацию (от лат. – природный, естественный, родной – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских влас­тей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не ме­нее в стране, видимо, растет понимание несправедливости "Зако­на о гражданстве": в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при полу­чении латвийского гражданства.

                          

Вопросы и задания

1. Дайте определение деятельности, каковы его элементы?

2. Какое значение имеет человеческая деятельность для общества?

3. Объясните структуру деятельности.

4. Чем различны понятия: деятельность, действие, поведение?

5. У архитекторов цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля? Преподавателя? Полководца? Ответ аргументируйте.

6. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861 г. в России; английская революция 17 века; первое кругосветное путешествие; строительство Петербурга.

7. Назовите основные формы общественного развития, что они собой представляют?

8. Какая из форм общественного развития, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для общества?

9. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является (-ются)

А) скачкообразность;

Б) революционный характер перемен;

В) постепенность;

Г) насильственные методы.

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничто­жаю­щее основ существования социальной структуры, – это

А) реформа;

Б) контрреволюция;

В) эволюция;

Г) революция.

 

 



ТЕМА 6. ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1. Проблема смысла и направленности истории.

2. Противоречия общественного прогресса.

 

Общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумывались над вопросом: в каком направлении движется общество? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...