Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся




По характеру познавательной деятельности студентов и учащихся в процессе обучения выделяют следующие методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский [10, с. 158-160].

Объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в сообщении педагогом готовой информации и ее восприятии, осмыслении и запоминании студентами и учащимися. Данный метод позволяет за короткий отрезок времени передать большой объем информации в переработанном виде. Преподаватель излагает теоретические аспекты проблемы, приводит примеры использования теории в эмпирических исследованиях и при анализе жизненных ситуаций, использует сравнения. При этом он устанавливает связи нового содержания с опытом слушателей. Данный метод эффективен при изучении сложных для усвоения студентами тем. Однако он не способствует развитию умений использования полученных знаний, самостоятельности и активности.

Репродуктивный метод  состоит в повторении учащимися и студентами определенных учебных действий по образцу, заданному преподавателем, что обеспечивает формирование умений и навыков (на семинарских, практических занятиях и лабораторных работах).

Проблемный метод обучениясвязан с использованием проблемных ситуаций как ситуаций столкновения с неизвестным для студентов и учащихся и последовательным их разрешением. Использование проблемных ситуаций повышает мотивацию изучения психологии. Студенты и учащиеся убеждаются в необходимости психологических знаний как средства решения проблемы. Преподаватель может самостоятельно создать, а затем разрешить проблемную ситуацию, демонстрируя слушателям логику рассуждений и доказательств, используя теоретические знания (проблемное изложение). К разрешению созданной преподавателем проблемной ситуации привлекаются студенты и учащиеся, которые обсуждают свои варианты решения в микрогруппах, а затем фронтально, что повышает мыслительную активность, актуализирует личный опыт и знания, содействует развитию критичности мышления, умению общаться (слушать, убеждать, аргументировать). Конструирование проблемной ситуации может осуществляться либо как движение к проблеме от предметного содержания знания, либо от субъективного опыта аудитории. Важным для педагога является введение в проблему, что формирует у студентов и слушателей умение проблематизировать явление и ситуацию. Данный метод обучения используется на лекциях, практических и семинарских занятиях.

Частично-поисковый метод (эвристический)состоит в определении преподавателем последовательной системы учебных задач, самостоятельное пошаговое решение которых студентами и учащимися позволяет разрешить общую учебную проблему. Данный метод используется при выполнении курсовых работ (на младших курсах), на практических занятиях и лабораторных работах, что связано с освоением и закреплением алгоритмов профессиональной деятельности психолога по решению конкретной психологической проблемы (психодиагностика, консультирование), формированием учебных умений. Использование эвристической беседы на лекциях по психологии также целесообразно, так как способствует изменению рефлексивной позиции студентов и учащихся по отношению к собственным способам осмысления знания в учебном предмете. Однако необходима определенная степень готовности аудитории (предварительная лекция-монолог преподавателя). Использование эвристического метода на лекции преследует не информационно-контрольную цель, а цель актуализации разных точек зрения и подходов к решению проблемы.

Исследовательский методсостоит в творческом применении знаний студентами и учащимися и направлен на формирование опыта самостоятельной научно-исследовательской работы (написание курсовых и дипломных работ, проведение исследований в рамках лабораторных работ, выполнении проектных заданий по учебным дисциплинам).

На основе анализа различных видов познавательной деятельности студентов и учащихся (ассоциативная, формальная, неформальная) и необходимости развития различных форм мышления В.Я.Ляудис выделяет группу активных методов обучения психологии, к которым относит методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения [11, с.46].

Методы программированного обучения связаны с уточнением и операционализацией целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения применительно к предметному содержанию знаний. Составление и реализация алгоритмов усвоения содержания, определение дозированных последовательных шагов программы, которые должны выполнить учащиеся и студенты обеспечит запланированный результат обучения.

Методы проблемного обученияобеспечивают развитие мотивации и способов мыслительной деятельности студентов и учащихся, их включение в проблемную ситуацию и ее разрешение.

Методы интерактивного обучениясвязаны с организацией и управлением процессом человеческих взаимодействий и отношений в ходе коллективных дискуссий, учебно-ролевых игр, организации диалогов и полилогов между участниками групп.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...