Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации




Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.

Синтаксис это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и взаимопонимания.

Основная единица синтаксиса —предложение. Русское предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.

Основная направленность речи — это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от тою, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это  “работает” в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых шагов изучения родною языка.

Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют  “максимальную” синтаксическую единицу — текст.

Синтаксическая форма слова может использоваться в предложении прямо, независимо от другого слова(В саду все стихло)или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания(Беседка стояла в саду).

Словосочетанием в научной грамматике называется не просто; пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения, например на определяемое слово и определение).

Предложение как единица речи ~ необходимый минимум для выражения мысли. Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.

Термином  “синтаксис” обозначают не только определенную сторону языка, но и раздел лингвистики, занимающийся изучением этой стороны. Синтаксис как наука представляет собой взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли. Поясним это на примере основной синтаксической единицы — предложения, которая рассматривается с точки зрения:

— теории членов предложения;

— теории актуального членения;

— теории речевых актов.

Теория членов предложения предполагает деление этой языковой единицы на составляющие (на синтаксические формы слова и словосочетания), это аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос:  “Как образована данная языковая единица?

Теория актуального членения рассматривает предложение как I часть более сложной синтаксической единицы — текста, а также роль предложения в конкретном тексте.

Теория речевых актов рассматривает предложение с точки зрения его коммуникативной направленности, с точки зрения конкретных целей высказывания. Теория речевых актов выявляет условия речевой деятельности, т.е. условия, при которых достигается взаимопонимание между говорящим и слушающим.

Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских учебниках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании. Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого

предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: Уменя болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...