Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комплекты учебников “Перспектива” под редакцией Л.Ф. Климановой
7.2. Методика изучения основ фонетики и графики (Раздел “Звуки и буквы”) Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младшими школьниками устной и письменной речью отводится усвоениюфонетических знаний. 1. С опорой на фонетику первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте. 2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения. 3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков (правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т.п.) 4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д. 5. Знание звукового состава слова важно для понимания его смысла и правильного употребления в речи. Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений. Это умения: — распознавать звук и букву; — отличать гласные звуки от согласных; — узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие; — различать согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие; — делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог; — правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме; — пользоваться буквой ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II и III классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи с другими разделами языкознания. Раздел “Звуки и буквы” имеется в программе всех трех лет начального обучения русскому языку, но основным он является в I классе. Именно здесь формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются. Раздел “Звуки и буквы” включает следующие темы: “Гласные и согласные звуки и буквы”, “Слог”, “Мягкость согласных и ее обозначение на письме”, “Ударение”, “Звонкие и глухие согласные” и т.д. Изучение всех этих тем опирается на те умения и навыки, которые дети получают в период обучения грамоте. Основная задача изучения этого раздела на уроках грамматики остается практической: развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Решение этой задачи предполагает овладение учащимися такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т.п. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными В начальных классах школы не вводится определение звука, так как это довольно сложное понятие. Тем не менее, необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом при этом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения:сом — сок, будка — булка и т.п. Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнаю I, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т.е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным. В после букварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова. Звуки речи делятся на две большие группы', гласные и согласные. При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитываются несколько признаков: 1) способ произношения (при произнесении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произнесении согласного звука воздух встречает преграду); 2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произнесении согласного слышатся голос и шум или только шум); 3) способность образовывать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет). Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков. С этой целью организуется наблюдение за положением органов речи при произнесении звука, за его звучанием. Такой подход позволяет решать не только специальную задачу, но и задачу развития умственных способностей; в частности, дети учатся сравнивать, обобщать, учитывая несколько признаков наблюдаемого объекта. Русское письмозвуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся I класса необходимо научить распознавать звук и букву; звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем; буква — это знак, которым звук обозначается на письме. На практике школьники часто допускают смешение звука и буквы. Для формирования у детей графических навыков им необходимо знать, что: — одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки; — буквые, ё, ю, я в начале слова и после гласного обозначают два звука(Яша, поёт); — буквые, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |