Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комплекты учебников  “Перспектива” под редакцией Л.Ф. Климановой




Обучение грамоте. Курс отличается коммуникативно-познавательной и нравственно-духовной направленностью. Основная цель курса – активное формирование всех видов речевой деятельности: умения читать, писать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивает учебный материал, подобранный в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями и структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. Культурно-художественный контекст многих страниц азбуки создает условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе. Русский язык, Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Новая система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую с ним коммуникативно-речевую, познавательную и нравственно-духовную направленность. Особенность курса – в целостном взгляде на язык, который обеспечивает изучение в тесной взаимосвязи системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения. Новый комплексный подход к изучению языка развивает функциональную грамотность учащихся, повышает уровень их общей культуры и творческой активности, учит детей общаться и лучше понимать друг друга.

7.2. Методика изучения основ фонетики и графики (Раздел  “Звуки и буквы)

Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью

Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младшими школьниками устной и письменной речью отводится усвоениюфонетических знаний.

1. С опорой на фонетику первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.

2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения.

3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков (правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т.п.)

4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д.

5. Знание звукового состава слова важно для понимания его смысла и правильного употребления в речи.

Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений. Это умения:

— распознавать звук и букву;

— отличать гласные звуки от согласных;

— узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие;

— различать согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие;

— делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог;

— правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме;

— пользоваться буквой ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II и III классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи с другими разделами языкознания. Раздел  “Звуки и буквы” имеется в программе всех трех лет начального обучения русскому языку, но основным он является в I классе. Именно здесь формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются.

Раздел  “Звуки и буквы” включает следующие темы:  “Гласные и согласные звуки и буквы”,  “Слог”,  “Мягкость согласных и ее обозначение на письме”,  “Ударение”,  “Звонкие и глухие согласные” и т.д. Изучение всех этих тем опирается на те умения и навыки, которые дети получают в период обучения грамоте.

Основная задача изучения этого раздела на уроках грамматики остается практической: развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Решение этой задачи предполагает овладение учащимися такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.

Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными

В начальных классах школы не вводится определение звука, так как это довольно сложное понятие. Тем не менее, необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом при этом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения:сом — сок, будка — булка и т.п.

Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнаю I, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т.е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным. В после букварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова.

Звуки речи делятся на две большие группы', гласные и согласные. При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитываются несколько признаков:

1) способ произношения (при произнесении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произнесении согласного звука воздух встречает преграду);

2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произнесении согласного слышатся голос и шум или только шум);

3) способность образовывать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).

Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков. С этой целью организуется наблюдение за положением органов речи при произнесении звука, за его звучанием. Такой подход позволяет решать не только специальную задачу, но и задачу развития умственных способностей; в частности, дети учатся сравнивать, обобщать, учитывая несколько признаков наблюдаемого объекта. Русское письмозвуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся I класса необходимо научить распознавать звук и букву; звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем; буква — это знак, которым звук обозначается на письме. На практике школьники часто допускают смешение звука и буквы. Для формирования у детей графических навыков им необходимо знать, что:

— одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки;

— буквые, ё, ю, я в начале слова и после гласного обозначают два звука(Яша, поёт);

— буквые, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...