Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научные основы методики обучения правописанию




В начальных классах закладываются основы грамотного письма.

Современное письмо состоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.

В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна отрываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.

В начальной школе дается понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупности букв русского языка. Овладеть алфавитом — это значит научиться обозначать звуки буквами в простейших словах(дом, луна).

В русском алфавите для передачи парных по звонкости — глухости согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары:бп, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему(мал — мял). Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции - соседних букв п других графических знаков.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливою звучания (сильные позиции);

правильно воспринимать, записывать все буквы;

безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.

Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обучения, но от этой работы не следует отказываться и во 11, 111, IV кассах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, 1^се виды письма, включая каллиграфию.

Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведаетграфика, определяющая правила употребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип русской графики). Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской . графики: с обозначением на письме фонемы Ш и с обозначением ! гордости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответствовала одна и та же буква.

Именно правила графики определяют, что:

— мягкость согласных обозначается следующей за ними гласной буквой(мал — мял);

— в некоторых случаях мягкость обозначается буквойь (брат — брать);

— звук й обозначается буквой и, а в сочетании с гласными жуками — буквамие, ё, ю, я.

Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чтением и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения фамоте). часто от букв к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков. Это связано с тем, что первоклассникам трудно понять случаи, которые не подчиняются общему правилу(счёт, мыться, его и т.д.). В таких случаях чтение, т.е. путь от буквы к звуку, способствует усвоению правописания. В связи с этим в методике следует развивать приемы, ориентирующие детей не только на модель  “звук — буква”, но и на модель  “буква — звук”.

В практической работе с учащимися нет необходимости разграничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.

Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают единообразного написания слова. Например, звучание словагород [горат] может быть обозначено буквами русского алфавита в соответствии с правилами графики по-разному:город, горад, горот, горат.

Во всех четырех случаях оно будет прочитано как[горат].

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже областьорфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

— написания родственных слов;

— обозначения грамматических форм;

—— обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой. В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);

2) слитные, раздельные и дефисные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов со строки на строку;

5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных.

Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.

Морфологическая трактовка формулирует главный принцип русского правописания так:  “Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем — значащих частей слова”.

А фонематическая формулирует так:  “Фонематическое письмо — это такое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково”.

Обе эти трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. При этом они различны по глубине. Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного  “образа” каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем. Первая трактовка не дает возможности объяснить школьникам принцип нашего правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова. Фонематический принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Фонематический принцип. Он базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу вдет от уже известной фонемы к букве.

Он действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквойа, после мягкого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может. При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.

Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принципа письма, но и устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания.

В основе русской орфографии лежат три правила правописания.

1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова:домашний - дом, на стуле – на столе, завистливый — счастливый.

2. Сомнительные согласные (звонкие, глухие) обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными и в друг — друга, просьба — просить.

3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова:зонтик — зонт, бросьте — брось.

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией. Поскольку сильную позицию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция выяснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове.

В современной науке о звуках речи принято считать, что если два звука чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством, т.е. составляют одну и ту же единицу — фонему. Фонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.

Морфологический принцип. Этот принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление сильных и слабых вариантов фонем.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает:

1) понимание значения проверяемого слова или словосочетания (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант;

2) анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.);

3) фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин;

4) грамматический анализ слова (словосочетания) — определение части речи, формы слова.

Морфологический принцип считается ведущим, так как охватывает большую часть встречающихся орфограмм, но в языке существуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный принцип, дифференцирующие написания.

Фонетический принцип, В большинстве случаев наряду с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фиксируется так, как его слышит пишущий. Например, в словемалыш

звук [а] безударный, проверяемый ударением (мал), но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием.

Традиционный (исторический)принцип. Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами, по преимуществу это заимствованные из других языков слова: ванна,арбуз, чемодан и т.д.

Многие написания, относимые к числу традиционных и непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника:картон — от латинского сharta,костюм —- от французского costume и т.д.

Иногда традиционное написание может быть проверено на основе знания истории, этимологии слов и исторических изменений: петух — от старорусского пети корзина — от корзати ( “плести”).

В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, противоречащих общей системе. Например, написание сочетанийжи,ши,ча, ща, чу, щу противоречит общему правилу русской графики. Такие написания заучиваются.

Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют основной признак морфологического написания единообразное написание морфем, например корня(машина, машинист, машинный и др.).

Дифференцирующие написания (идеографический принцип). Они применяются, когда пишущий хочет выразить средствами орфографии какую-то свою мысль, разграничить омонимы (омофоны): компания —  “группа людей” икампания -—  “совокупность мероприятий”;поджог — имя существительное иподжёг — глагол совершенного вида, прошедшего времени.

В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных:чайка — птица и“Чайка” — марка автомобиля.

Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...