Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками и обозначением их на письме




В I классе большое место отводится усвоению русской графики, и в частностислоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме.

В русском языке большинство твердых согласных звуков имеют соотносительные с ними мягкие согласные звуки, т.е. образуют пары. Однако в нашем алфавите нет особых букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. Результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных звуков гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:

Гласные после твердых согласных Гласные после мягких согласных а, о, у, э, ы я, ё, ю, е, и

Для формирования у детей, умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия.

1. Учащиеся должны различать мягкие и твердые согласные звуки в слове и правильно произносить их вне слова. Развитию этого умения способствует неполный звуковой разбор слов: учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).

2. Необходимо знание того, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове – мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т.е. сразу видеть слог. При записи слова тоже нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.

3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук слышится в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками:воз — вёз, выл — вил ит.д.

4. С употреблением буквы ь как знака мягкости детей необходимо знакомить путем сопоставления на слух произношений(угол —уголь,банка — банька). Главное место среди упражнений, направленных на формирование навыка обозначения мягкости согласного на письме буквойь, также занимает диктант.

5. Случаи, когда после твердых согласных ж и ш пишется буква и,а после мягких согласных ч и щ пишется буква а или у, приходится запоминать, так как полагаться на слух и произношение в этих случаях нельзя. Упражняясь в списывании, школьники учатся безошибочно применять это правило. Полезны и диктанты (предупредительный и выборочный), так как они приучают детей самостоятельно пользоваться правилами правописания указанных сочетаний.

Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обозначением их на письме

Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится методом наблюдения над произнесением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком:жил—шил, дом—том, гол—кол и т.п.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки [б] и [п], [в] и [ф], [г] и [к], [д] и [т], [ж] и [ш], [з] и [с] образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой. На доске целесообразно иметь таблицу:

Парныезвонкиесогласные Парные глухиесогласные б. в, г, д, ж, з п, ф, к, т, ш, с

С непарными звонкими и глухими учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения за произношением звуков в разных фонетических условиях и, в частности, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или

перед гласным звуком(столик— стол, слоны—слон, бойцы—боец, орехи—орех). Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки [л], [м], [н], [р] произносятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими, и не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят к выводу и о том, что согласные [х], [ц], [ч], [щ] — непарные глухие. Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы:

Непарные звонкие согласные Непарные глухие согласные л, м, н, р х, ц, ч, щ

При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита. Но в русском языке много слов, в которых необходимо проверять написание согласного на конце. Уже в I классе возникает необходимость познакомить учащихся с тем, как проверяйся написание подобных слов. Проверка осуществляется только на фонетической основе, а правило проверки с опорой на морфемный состав отрабатывается во II классе.

Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание следующим образом:

 — В словефлагна конце слышу парный согласный звук, значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук:флага.В словефлагизвук [г], поэтому в словефлагпишу букву “гэ”.

В основе такого рассуждения лежат следующие знания и умения:

— умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

— знание того, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому такие слова нужно проверив;

-— знание того, что перед гласным звуком согласный не заменяется другим звуком и такие слова могут быть проверочным;

— умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.

Важно, чтобы ученики знали, что многие слова необходимо проверять, понимали, какие слова требуют проверки и почему, какие слова являются проверочными и почему. Сопоставляя слова, написание которых расходится с произношением, и слова, в которых глухой согласный звук обозначается соответствующей ему буквой, учащиеся убеждаются в том, что все слова с парными согласными на конце требуют проверки.

Кроме этого, проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опорой на проверку (сады—сад, грузить—груз).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...