Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи




Образовательно-познавательные и коррекционно-воспитательные задачи курса  “Русский языкˮ в специальной школе. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Планирование работы. Коррекционная направленность уроков русского языка.

Индивидуальные занятия. Особенности речевого развития учащихся специальной школы. Обследование речи учащихся. Планирование содержания индивидуальных занятий в соответствии со структурой дефекта речи учащихся и изучением учебного материала на уроках русского языка.

Виды и содержание внеклассной работы по русскому языку. Организация единого речевого режима в специальной (коррекционной) школе V вида.

Тема 2. Коррекционные возможности обучения русскому языку

Общедидактические и специфические для русского языка принципы обучения.

Методы обучения. Классификация методов обучения русскому языку. Традиционные методы обучения: связанные с источниками получения знаний учащимися; методы обучения, ориентированные на характер познавательной деятельности учащихся.

Приёмы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, структурой их речевого дефекта и содержанием материала, подлежащего усвоению.

Тема 3. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова

 “Произношение” как учебная дисциплина цикла  “Русский язык” в специальной (коррекционной) школе V вида. Характеристика и анализ программы (раздел  “Произношение”).

Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащимися начальных классов (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова). Состояние навыков языкового анализа и синтеза (фонемного, слогового, анализа предложения и текста). Обследование, диагностика и прогнозирование в обучении, оценка и анализ материалов обследования произносительной стороны речи.

Формирование базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций. Индивидуальные занятия и уроки произношения.

Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков произношения. Основные разделы работы на уроках произношения: 1) развитие фонематического восприятия; 2) формирование звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков); 3) ритмо-интонационное оформление высказываний; 4.) звуко-слоговое структурирование; 5) обучение языковому анализу и синтезу. Коррекционно-методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков произношения с уроками развития речи и обучения грамоте. Моделирование и анализ уроков произношения, их фрагментов и циклов.

Тема 4. Обучения грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период

Научно-теоретическая база обучения грамоте учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения. Характеристика готовности детей с тяжёлой речевой патологией к обучению чтению и письму (психологическая готовность, развитие устной речи, уровень сформированности навыков языкового анализа и синтеза, особенности оптико-пространственной ориентации, характеристика моторной сферы и графо-моторных навыков, межанализаторное взаимодействие).

Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте.

Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения. Методика проведения уроков. Реализация коррекционной направленности работы на уроках письма и чтения. Особенности организации анализаторной деятельности учащихся на уроках. Профилактика нарушений письма и чтения. Моделирование и анализ уроков письма и чтения, их фрагментов и циклов.

Тема 5. Уроки чтения

Образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение чтения. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения: формирование способов чтения, правильности, беглости. Обучение отдельным видам чтения (вслух, про себя). Работа над осознанностью и выразительностью чтения.

Отбор текстов для уроков чтения.

Методика работы над текстом на уроке чтения. Подготовка к восприятию текста: приёмы работы, предшествующие чтению художественного произведения. Основные этапы работы над текстом: 1. первичный синтез, 2. анализ, 3. вторичный синтез; задачи и содержание каждого этапа. Формы и виды заданий в работе над пониманием, чтением и репродуцированием текста.

Особенность работы над пониманием произведения: анализ заглавия, содержания, структуры сюжета, характеристика и оценка поступков героев, выделение логических частей текста, выбор опорных слов, составление плана, определение темы и главной мысли текста, определение типа текста.

Особенности работы над чтением произведения (выборочное чтение, чтение по цепочке, соотнесение пунктов плана с конкретными частями текста, иллюстрации к фрагментам текста, реконструкция текста из предложенных фрагментов).

Особенности работы над репродуцированием произведения (подготовка к пересказу на основе анализа текстов, краткий пересказ с опорой на выделенные смысловые вехи, пересказ фрагментов по плану, пересказ-характеристика героя, подробный пересказ).

Трудности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в овладении навыками чтения.

Связь уроков чтения с уроками произношения и развития речи (совершенствование произносительных навыков в связи с чтением, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя и связной речи учащихся.).

Обучение умению выражать своё личностное отношение к прочитанному, элементарнгой оценке поступков героев. Воспитание внимания к языку произведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...