Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи обучения грамматике и правописанию




Одна из важнейших задач обучения и воспитания школьников — формирование у них системы научных взглядов на мир: на природу, общество, человека и т.д. Каждая учебная дисциплина в силу своей специфики вносит определенный вклад в решение этой задачи. Уроки русского языка также влияют на процесс.

Подходы учителя к обучению языку младших школьников определяются следующими исходными положениями.

1. Сущность языка как общественного явления выражается в его коммуникативной функции. На основе понимания школьниками языка как средства общения людей создаются предпосылки для осознания роли языка в становлении человека и в развитии общества.

2. Язык и мышление едины. Этим подчеркивается взаимодействие языка и сознания, а также взаимообусловливается их возникновение. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мышление как деятельность мозга невозможно.

3. Язык — сложное, многосистемное явление, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве.

Начальные классы — это первая ступень обучения, они не могут дать законченного грамматического образования. Но могут и должны подготовить ученика к продолжению учения в следующем звене школы.

В начальных классах дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений: в области фонетики — умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно произносить их; в области морфологии — умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы; в области синтаксиса — умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного предложений и составлять их.

На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуационные навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка.

Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать.

Содержание и система обучения грамматике и правописанию

Конечным результатом обучения русскому языку должно стать формирование у детей умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Содержание обучения русскому языку обусловлено прежде всего этой задачей.

Современная программа по грамматике состоит из четырех разделов:  “Звуки и буквы”,  “Слово”,  “Предложение”,  “Связная речь”.

Содержание курса русского языка составляют знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок к концу начальной школы.

Учащиеся в процессе занятий языком получают знания:

о звуковом строе языка и способах обозначения звуков в письменной речи (фонетические и графические знания);

— способах словоизменения и соединения слов в предложения (грамматические: морфологические и синтаксические знания);

— лексико-семантических группах слов (лексикологические знания);

— принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные).

Указанные знания выступают в разных видах, главные из которых:

а) грамматические, фонетические и словообразовательные;

б) графические, орфографические и пунктуационные правила.

Наряду со знаниями в содержание курса русского языка входят умения и навыки. Среди умений выделяются комплексы специальных для данной дисциплины умений: фонетических, графических, морфологических и т.д. Проводится работа и над овладением учащимися умениями, которые являются общими для многих учебных дисциплин: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение и др.

Круг знаний и формируемых у школьников специальных умений предусмотрен школьной программой.

Перечисленные выше знания усваиваются на разных уровнях.

Структура курса русского языка такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идет работа над всеми сторонами языка, т.е. изучаются (в элементарной форме) фонетика, лексика, грамматика и словообразование (начиная со II класса). Изучение основных тем носит  “сквозной” характер и охватывает все классы начальной школы.

Методы. Типы и этапы уроков русского языка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...