Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. коррекционные возможности обучения русскому языку




Реализация дидактических принципов на уроках русского языка

Дидактические принципы обучения русскому языку

В дидактике выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступеней обучения. Многие из этих положений называют дидактическими принципами обучения.

Одним из основных принципов являетсявоспитывающий и развивающий характер обучения. Обучение — это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятие, наблюдательность, память, мышление, речь).

Следующим важным принципом являетсясознательность усвоения учебного материала, т.е. понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен уметь объяснить, почему задание выполнено так, а не иначе. При изучении русского языка формализм проявляется чаще всего в усвоении грамматических категорий и форм в отрыве от смыслового содержания речи, что ведет к механическому запоминанию правила и неумению сознательно применять его.

Осознанное усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, апрочность знаний, умений и навыков — также одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью существует тесная взаимосвязь.

Принципнаучности предполагает освещение учителем учебного материала таким образом, чтобы оно не противоречило данным науки. Но научность обучения не должна входить в противоречие с другим принципом дидактики — принципомдоступности, или посильности. Изучение грамматики требует высокого уровня абстракции и обобщения, а речь идет о детях младшего школьного возраста. Недоступным является тот материал, к усвоению которого дети не подготовлены, а также слишком большой по объему.

Принципсвязи между теорией и практикой предполагает правильное соотношение между тем и другим. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражнений. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения языкового материала, а также не обладает навыком письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописания в младших классах — это преимущественно практический курс. Роль же грамматической теории, элементы которой изучаются в начальных классах, заключается в том, что она помогает в какой-то мере понять значения слов, которыми пользуется ученик в своей речи и которые встречаются в книгах, им читаемых, значения словосочетаний и предложений, основных грамматических разрядов слов и их форм (части речи, род, число, падеж, время и т.д.), отношений между словами и предложениями.

Практические упражнения, если они ведутся на должном уровне, развивают познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет реализация принципаактивности и самостоятельности учащихся. Применяя формы и метод организации умственной деятельности детей, требующие активного и самостоятельного включения в работу каждого ребенка, учитель руководит учащимися, готовит их к активному восприятию, помогает в самостоятельной работе, предупреждает появление ошибок, побуждает их к самоконтролю — словом, приобщает к культуре умственного труда.

Развивая у детей абстрактное мышление, учитель не должен забывать о том, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, т.е. имеет образное мышление. Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип — принципнаглядности. Для его реализации нужны различные формы наглядности, разные приемы ее применения в зависимости от характера учебного предмета, особенностей изучаемой темы, этапа работы над темой. Наглядность на уроках языка — это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Правильное произношение, четкая дикция, выразительность речи учителя иной раз лучше, чем рассуждения, помогают понять языковое явление и, кроме того, способствуют воспитанию у детей умения слушать и слышать речь, отчетливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи.

Систематичность и последовательность в обучении — один из дидактических принципов, который реализуется самой программой обучения: материал программы представлен таким образом, что, следуя данному в программа порядку прохождения разделов и тем, учитель обеспечивает систематичность занятий. Материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комплексно; в каждом классе изучаются элементы всех разделов: и фонетики, и морфологии, и синтаксиса.

С только что рассмотренным принципом связан принциппреемственности и перспективности, подразумевающий то, что каждый класс начальной школы наилучшим образом готовит к последующему классу, с тем чтобы не приходилось исправлять изученное или тратить много времени на повторение, чтобы умения и навыки были прочными.

Речевая практика детей на основе понимания языковых форм и отношений способствует развитию того, что обычно называется чувством языка или языковым чутьем, которое представляет собой умение безошибочно следовать нормам лексики, словообразования, синтаксиса и даже стилистики. Формирование чувства языка идет параллельно с умственным и языковым развитием человека и зависит от реализации принципаразвития речи. Необходимо

повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам.

Исследователи процессов усвоения языка и развития речи выдвигают еще один методический принцип:опережающее овладение устной речью по отношению к письменной в процессе языкового развития. Этот принцип очень важен для начальной школы. Младшие школьники не имеют опыта письменной речи, не знают правил правописания; им трудно овладеть без этого опыта нормами письменной речи, если у них не выработана еще устная речь. Отсюда вытекает определенный методический вывод: если мы хотим развивать у детей правильную письменную речь, надо развивать устную.

В связи со сказанным необходимо подчеркнуть важность еще одного методического принципа — принципапредупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не только исправлять их.

Важным методическим принципом занятий по языку в младших классах является такжеразностороннее изучение родногоязыка. Взаимная связь различных сторон языка должна быть в центре внимания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...