Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. Введение в дисциплину. Основные понятия менеджмента.




  1. Управление. Позиция управления внутри организации.
  2. Содержание и сущность понятия «менеджмент».
  3. Современные концепции менеджмента.
  4. Основные понятия системного подхода. Система. Классификация систем.

 

1.

Слово управление до сих пор обозначается как одна из самых неопределенных категорий. Необходимость управления обусловлена фактом разделения труда.

Управление – это элемент организованных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. 

Исследователи, характеризуя окружающий мир, выделяют в нем три компонента: неживую природу, живую и человеческое общество. Такая классификация позволяет классифицировать управление по основным классам:

- управление в неживой природе (в технических системах);

- управление биологическими системами (здоровье человека, являются предметами изучения естественных наук);

- управление в обществе (в социальных системах), так и называется - социальное управление.

 

 

В социальных системах выделяются виды социального управления. Эти виды соответствуют классификации основных сфер жизнедеятельности общества.

Виды социального управления:

1) социально-политическое (сфера – национальные, государственные, межгосударственные отношения, сфера отношений власти и социальных групп)

2) управление социально-культурной сферой (область духовного производства, сфера поддержания жизнедеятельности);

3) управление материальным производством (сфера экономики).

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни и формы.

Уровни социального управления:

1) организация;

2) муниципальное образование (поселение: сельское городское, городской округ)

3) регион;

4) отрасль;

5) государство

Формы управления (далее подразумеваем социального):

1) управление материальными ресурсами

2) управление человеческими ресурсами.

Далее можно дробить на подвиды управления: управление финансами, сбытом, социальным развитием, строительством, образованием, занятостью, инвестициями и т.д.

Управление - направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие руководящих органов на участников какого-либо вида деятельности с помощью различных методов, экономических регуляторов и стимулов.

В жизни организации управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для решения стоящих перед организацией задач. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура; осуществляет управление протекающими функциональными процессами.

Управление пронизывает всю организацию, однако оно не эквивалентно всей деятельности организации. Не существует такого самостоятельного явления как менеджмент. В реальной жизни есть различные организации. Организацию как некоторую целостность необходимо сохранять, устанавливать взаимодействия с окружающей средой, внутри организации, побуждать людей к деятельности - это и есть менеджмент. УПРАВЛЕНИЕ ≠ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. Управление не существует в отрыве от организации.

 

2.

Термин «менеджмент» уже много лет как вошел в русский язык. Среди специалистов нет единого мнения относительно взглядов на соотношение категорий «менеджмент» и «управление».

1 группа исследователей: понятия идентичны.

2 группа: управление – более широкое понятие, чем менеджмент.

Менеджмент - это такая форма социального управления, объектом которой является управление коллективной деятельностью на уровне организации. Исследователи (определенная группа, которая выделяет эту категорию) при употреблении слова «менеджмент» акцент ставят на управлении коммерческой организацией, причем именно в рыночной среде, рыночной экономике.

Однако в последнее время термин менеджмент стал активно применяться в различных некоммерческих организациях. Оказалось, что многие функции менеджмента: планирование, организации, контроль применяются в различных сферах и при этом очень похожи. Успехи менеджмента оказались столь значительными, что теперь принципы менеджмента используются в военных организациях, больницах, сфере услуг и т.д.

Выделяется пять групп процессов, которые присущи любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

1) производство (управление процессом получения и переработки сырья в продукт, который организация предлагает внешней среде),

2) маркетинг (увязка в единый процесс потребностей клиентов и достижение целевых показателей деятельности фирмы),

3) финансы (управление движением финансовых средств в организации),

4) работа с кадрами (использование возможностей работников для достижения целей организации),

5) учет и анализ хозяйственной деятельности (сравнение фактической деятельности с возможностями, с деятельностью других организаций).

Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому и имеет различные интерпретации. Рассмотрим их.

1) Менеджмент как вид трудовой деятельности.

2) Менеджмент как сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам управления людьми.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления.

7) Менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной в ходе любой хозяйственной деятельности на достижение поставленных целей при рациональном использовании имеющихся ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.д.) с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Важнейшая цель менеджмента – экономическая эффективность деятельности предприятия.

Современный менеджмент имеет сложную структуру.

Важнейшие части менеджмента (экономический механизм менеджмента):

1) Внутрифирменное управление

2) Управление производством

3) Управление персоналом – важнейшая часть менеджмента.

Менеджмент – это наука и искусство целенаправленных воздействий на участников любого вида человеческой деятельности для достижения определенных результатов.

3.

Менеджмент – это сравнительно молодая наука. Современный менеджмент базируется на интеграции различных концепций: получили развитие синтетические подходы.

 Для синтетических подходов характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением.

Процессный подход. А. Фaйoль выдeлял пять фyнкций yпpaвлeния. Пo eгo cлoвaм, «yпpaвлять oзнaчaeт пpeдcкaзывaть и плaниpoвaть, opгaнизoвывaть, pacпopяжaтьcя, кoopдиниpoвaть и кoнтpoлиpoвaть». Однако он рассматривал эти функции независимо друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс – cepия нeпpepывныx взaимocвязaнныx дeйcтвий. Эти дeйcтвия, кaждoe из кoтopыx тaкжe являeтcя пpoцeccoм, нaзывaют yпpaвлeнчecкими фyнкциями. Сyммa вcex фyнкций пpeдcтaвляeт coбoй пpoцecc yпpaвлeния. В oбщeм видe пpoцecc yпpaвлeния мoжнo пpeдcтaвить cocтoящим из фyнкций: плaниpoвaния, opгaнизaции, мoтивaции и кoнтpoля. Эти фyнкции oбъeдинeны cвязyющими пpoцeccaми кoммyникaции и пpинятия peшeния.

Этапы управленческого цикла с точки зрения процессного подхода:

1) целеполагание;

2) сбор, обработка и хранение информации;

3) аналитическая деятельность;

4) принятие решения;

5) контроль.

Ситуационный подход. Суть ситуационных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Этапы управленческого цикла с точки зрения ситуационного подхода:

1) анализ ситуации;

2) выбор соответствующего подхода к осуществлению управления согласно ситуации;

3) управление должно создать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю;

4) управление должно произвести соответствующие изменения позволяющие подстроиться к ситуации.

С точки зрения этой теории, управление – это в первую очередь искусство менеджера понять ситуацию и выбрать соответствующее управление. К сожалению, невозможно определить все ситуационные переменные, влияющие на управление организацией.

Маркетинговый подход. Его задача заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. При этом возникает вопрос: как найти баланс между интересами организации, клиентов, общества, ведь зачастую эти интересы вступают в противоречие друг с другом.

Менеджмент постоянно пополняется новыми концепциями: учитываются психологические аспекты управления, развивается компьютеризация принятия управленческих решений и т.д.

4.

Системный подход рассматривает управление и организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное целое задачи, ресурсы, процессы, протекающие в организации и вне ее.

Система – это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели.

Система — это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система — это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части. Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов.

Очевидно, что любая система независимо от ее предназначения состоит из различного рода составных частей. Каждая такая часть, входящая в систему, называется подсистемой. Подсистема в свою очередь также может быть системой и состоять из подсистем.

Сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Из этого следует, что для оценки любого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части.

Пример. Если рассматривать производственное предприятие как совокупность машин, технологических процессов, материалов и изделий, которые обрабатываются на машинах, то предприятие представляется как технологическая система. Можно рассмотреть предприятие и с другой стороны: какие люди на нем работают, каково их отношение к производству, друг к другу и т. д. Тогда это же предприятие представляется в качестве социальной системы. Или же можно изучать предприятие с иной точки зрения: выяснить отношение руководителей и сотрудников предприятия к средствам производства, их участие в процессе труда и распределении его результатов, место данного предприятия в системе народного хозяйства и т. д. Здесь предприятие рассматривается как экономическая система.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...