Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 2: Организация как объект управления
1. Организация как объект управления. 2. Внутренняя среда организации. Модель внутренней среды. 3. Внешняя среда организации. Модель внутренних и внешних переменных организации. 1. Не существует такого самостоятельного явления как «менеджмент»: в реальной жизни существуют различные организации. Эти организации обладают различными свойствами. Менеджмент не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней. Поэтому рассмотрение вопросов менеджмента должно начинаться с вопроса рассмотрения организации: какова ее природа, как она устроена и развивается. Организация – это социальная система, в которой группа людей взаимодействует в определенных границах для достижения объединяющей совместной цели путем реализации индивидуальных целей. Общие черты всех организаций – это основные ее составляющие: люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач. Все организации являются социотехническими системами, встроенными во внешний мир. Рис. Модель организации как открытой системы. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе – созданный ей в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получения сырья или ресурсов из внешней среды; 2) изготовление продукта; 3) передача продукта во внешнюю среду. Если хотя бы один из этих процессов прекращается, организация дальше уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Классификация организаций: 1) по способу возникновения: формальные и неформальные. Формальная организация – организация со статусом, закрепленным определенным юридическим документом, имеющим силу в рамках действующего в обществе права. Неформальная организация – спонтанно возникающие неофициальные группы людей, объединенных некоторыми общностями. 2) по видам собственности: частные, акционерные, с ограниченной ответственностью, государственные, муниципальные. 3) по характеру деятельности: производственные, оказание услуг, социально-культурные, властные, общественные. 4) по масштабу деятельности: малые, средние, крупные. 5) и т.д. Классификация организаций по масштабу в основном строится по двум критериям: количество работников и годовой оборот организации. 2. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Внутренняя среда организации – это сочетание таких составляющих как: цели, структура, задачи, технология, люди, организационная культура. Цель – конечный желаемый результат, это конкретное состояние отдельных параметров организации, на достижение которого направлена ее деятельность. Одно из главных направлений в менеджменте – определение целей деятельности фирмы на ближайшую и отдаленную перспективу. Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления (организации). Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Различают общие цели (глобальные), разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. В качестве примера можно привести следующие цели (выражаемые в количественных показателях или путем формулирования общих направлений политики фирмы): · обеспечение оптимальной рентабельности: объем продаж, уровень прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень качества продукции. · Обеспечение устойчивости положения на рынке: техническая политика, инвестиционная политика, кадровая политика и пр. Важнейшая цель менеджмента – экономическая эффективность деятельности предприятия. В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей. Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. Цели классифицируются по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по критериям (рынок, товар, ресурсосбережение), по направлениям (управление персоналом, совершенствование материально-технической базы и пр). В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что: 1) цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; 2) цели более низкого уровня выступают средствами для достижения целей более высокого уровня. Основные требования к целям: согласованность и совместимость (непротиворечивость. Возможна временная несовместимость), достижимость (в целях должен быть определенный вызов сотрудникам, они не должны быть легко достижимыми, но также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей), понятность для исполнителей, гибкость (возможность для корректировки), измеримость (чтобы можно было ответить на вопрос: достигнута цель или нет). Правильно организованный процесс выработки целей (целеполагание) предполагает прохождение четырех фаз: · Выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении; · Установление целей для организации в целом; · Построение иерархии целей; · Установление индивидуальных целей. Цели организации исходят из миссии организации. Миссия организации – это главная цель организации, ее предназначение, это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Миссия организации должна в большей или меньшей мере отражать интересы следующих субъектов: собственники, сотрудники, покупатели продукта организации, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом. Эта мера зависит от размеров организации, в каком она состоит бизнесе и т.п. Миссия дает представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности и т.п.; способствует формированию определенного имиджа; способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Миссия в отличие от целей не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации. Структура. Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |