Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития человека




 

В научной философии и педагогике не только глубоко и всестороннее раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие.

Признавая роль среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания – в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в стоянии обеспечить решение тех сложных задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. Это позволяет сделать вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа человека и формируются его личностные качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе играет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относят к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влияние внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном счете и определяет его развитие.

Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влияние социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызываю у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona – личность, facere – делать).

Под персонификацией воспитания понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный модус человека (потребности, интересы, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления.

Внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и сказывают на них положительное влияние. Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу человеческого развития. В философии и педагогике принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние – противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например: противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает («Мне необходимо преодолеть барьер, я не могу этого сделать, я должен тренироваться, я тренируюсь, следовательно, – развиваюсь...). Внешние–противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например: внешними требованиями, изменением природной и социальной среды, обстоятельств и т.д. Общие (универсальные) –противоречия, движущие развитием каждого человека и всех людей. Например: противоречия между возникающими в результате воздействия объективных факторов материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Индивидуальные – противоречия, обусловленные ситуацией развития конкретного человека (вспомним афинского оратора Демосфена, устранившего путем приложения огромных волевых и физических усилий дефект речи).

Закон перехода количественных изменений в качественные, отражая логику и механизм развития человека, позволяет сделать вывод, что количественные изменения в физической, психической и духовной структуре человека, в характере внешних воздействий приводят к существенным качественным изменениям как личности в целом, так и отдельных ее свойств.

Закон отрицания отрицания, с точки зрения диалектической логики, характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости старого в развитии. Педагогика опирается на этот закон прежде всего при изучении специфики и механизмов человеческого мышления, развития ценностных ориентации и нравственной сферы личности.

Эмпирические и теоретические исследования, начало которым положили еще античные мыслители, позволили ученым установить ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека. К числу основных относятся следующие закономерности развития человека:

1. Развитие человека – внутренне детерминированный процесс; иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.

2. Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» [1], особое отношение растущего человека к социальной действительности.

3. Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.

4. Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

5. Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через «отношение к миру вещей» (предметная деятельность: практическая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаимоотношений с людьми, обществом). Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью. Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию деятельности.

6. Воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

7. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека.Эти факторы действуют не порознь, авместе на сложную структуру развития» – так сформулировал еще одну закономерность Б.Г. Ананьев.

Этот процесс развития обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов. Схематически развитие человека под влиянием совокупности условий и факторов могут бы быть отражены следующим образом (см. рис. ):

Нередко в речевом обиходе можно встретить отождествление вполне самостоятельных понятий факторы и условия. Чтобы избежать этой серьезной ошибки и правильно воспринимать информацию, необходимо запомнить: 1) Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; 2) Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

Факторы психического развития – это окружающая, прежде всего социальная, среда и биогенетические возможности человека. Всегда ли оба фактора учитываются в практической педагогике? С одной стороны, мы пытаемся научить всех одному и тому же, в одинаковом объеме и единой форме (создаем среду, но не принимаем во внимание внутренние возможности). С другой стороны, если наши педагогические усилия не дают положительного результата, ищем причину в самом ребенке. Однако к успеху приводит педагогика, «играющая» на удачном сочетании двух факторов: совпадении условий среды и возможностей конкретного человека.

Рисунок .. Факторы и условия развития личности

 

Наследственность – свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать в ряду поколений себе подобных, повторять сходныетипы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обеспечивается посредством дезосирибонуклииновой (ДНК) и рибонуклииновой (РНК) кислот. Наследственность обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмами.

Совокупность генов – генотип – образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров высшей нервной деятельности у животных и человека. Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития. Вместе с изменчивостью наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы. При этом человек наследует:

1. Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

2. Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефрактацию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности.

3. Физиологические особенности: форму обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

4. Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, «заичья губа», «волчья пасть», помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).

5. Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.). «Необходимо отметить, что не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менинго-энцифалиты и др.»[10].

6. Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности.

Одними из важнейших факторов развития и социализации человека являются деятельность и общение.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой и т.д.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

§ обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

§ становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

§ является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

§ создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

§ является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

§ обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

 

Общение – порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

 

Среда окружающая– природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Среда социальная– окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Макрофакторы (среды) – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств), а следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека.

Мезофакторы (среды) – условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.

Микрофакторы (среды) – материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.

 

О движущих силах психического развития можно и нужно говорить много и серьезно. Противоречие, конфликт, столкновение, кризис, все то, что правдами и неправдами пытаются избегать педагоги и родители, – самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа и тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развития, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам.

Движущие силы психического развития представляют собой разного рода противоречия:

· между потребностями человека и внешними обстоятельствами;

· между возрастающими способностями (физическими и духовными возможностями) и старыми формами деятельности;

· между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения;

· между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками, в общем, диалектические противоречия между новым и старым.

Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.

 

Существенно, что во всем интеллектуально-личностно-деятельностном становлении ребенка проявляются основные закономерности развития психики, такие как неудержимость, интегративность, системность, сензитивность, компенсаторность.

 

Развитие личности на любом уровне происходит на основе реализации следующих закономерностей (В.В. Сохранов, И.Л. Федоренко, Н.А. Лупанова):

1) развитие личности – непрерывный эволюционный процесс;

2) развитие личности взаимосвязано с условиями жизнедеятельности человека;

3) развитие личности может быть позитивным или деструктивным по направлению и содержанию;

4) развитие личности осуществляется системно и целостно (т.е. одновременно происходит психофизиологическое и социальное развитие человека на основе его природных данных и приобретенного опыта);

5) развитие личности взаимосвязано с уровнем зрелости его основных источников (к источникам развития личности относят материнскую культуру, семейно-бытовую культуру, культуру сверстников, педагогическую культуру, социальную культуру, профессиональную культуру и совокупность знаний, умений и навыков, которые личность приобретает в процессе социализации, информационное насыщение);

6) развитие личности осуществляется в деятельности и отношениях, возникающих при этом;

7) развитие личности взаимосвязано с содержанием и качеством образовательного процесса;

8) развитие личности соотносится в качеством референтного профессионально и социально значимого информационного поля деятельности;

9) развитие личности духовно.

 

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны пять кризисных периодов, по Л.С. Выготскому: кризис новорожденности и кризисы одного, трех, семи и тринадцати лет. При этом общая схема некоторого чередования относительно стабильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка.

Л.С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирования его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов.

При этом Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности. Достаточно емкое понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности включает в себя и средство реализации этого отношения – деятельность вообще, и конкретные виды деятельности, в частности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...