Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология межличностного воздействия




Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. Субъект психологического воздействия может выступать в роли:

· организатора;

· исполнителя (коммуникатора);

· исследователя своего процесса воздействия.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. Субъект межличностного воздействия:

· изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

· выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

· учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;

· организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает: стратегию; тактику; средства; методы; формы; аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика – это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия.

К методам воздействия относятся:

· убеждение;

· принуждение (на уровне сознания);

· внушение;

· заражение;

· подражание (на неосознаваемом уровне психики).

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). Критерии эффективности воздействия делятся на:

· стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие);

· тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Содержательно раскройте основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся.

2. Охарактеризуйте основные родительские функции.

3. В чем состоит воспитательный потенциал семьи и причины ошибок воспитания в семье?

4. Какими качествами должен обладать современный педагог?

5. Какой стиль воспитательных отношений является наиболее благоприятным? Обоснуйте свой ответ.

6. Опишите основные пути профилактики педагогических конфликтов.

7. Какую роль выполняет коллектив сверстников в ходе воспитания ребенка?

Темы рефератов

1. Формирование личности и профессионализма будущих педагогов.

2. Педагогическая деятельность как искусство.

3. Роль семьи в воспитании детей.

4. Как «правильно» любить детей?

5. Пути формирования ученического коллектива.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагоги- ческой технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987.

2. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984.

5. Мудрик А.В. Личность школьника и ее вопитание в коллективе. М., 1983.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.

8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.

 

 

Педагогический контроль и оценка качества образования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...