Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология межличностного воздействия
Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. Субъект психологического воздействия может выступать в роли: · организатора; · исполнителя (коммуникатора); · исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. Субъект межличностного воздействия: · изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; · выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; · учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия; · организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д. В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия. Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает: стратегию; тактику; средства; методы; формы; аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика – это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся: · убеждение; · принуждение (на уровне сознания); · внушение; · заражение; · подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). Критерии эффективности воздействия делятся на: · стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие); · тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления. Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля 1. Содержательно раскройте основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. 2. Охарактеризуйте основные родительские функции. 3. В чем состоит воспитательный потенциал семьи и причины ошибок воспитания в семье? 4. Какими качествами должен обладать современный педагог? 5. Какой стиль воспитательных отношений является наиболее благоприятным? Обоснуйте свой ответ. 6. Опишите основные пути профилактики педагогических конфликтов. 7. Какую роль выполняет коллектив сверстников в ходе воспитания ребенка? Темы рефератов 1. Формирование личности и профессионализма будущих педагогов. 2. Педагогическая деятельность как искусство. 3. Роль семьи в воспитании детей. 4. Как «правильно» любить детей? 5. Пути формирования ученического коллектива.
Рекомендуемая литература
1. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагоги- ческой технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987. 2. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. 5. Мудрик А.В. Личность школьника и ее вопитание в коллективе. М., 1983. 6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998. 7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996. 8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.
Педагогический контроль и оценка качества образования |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |