Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции воспитательного коллектива




Концепции (от лат. conceptio – понимание, система) – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.

Проблема детского (ученического) коллектива и коллективного воспитания сохраняет свою актуальность уже в течение столетия – одним из результатов ее исследования является разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы создания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и самоуправления.

Выдающуюся роль в развитии учения о коллективе сыграл педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939): основы теории воспитательного коллектива. Его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах.

Важная заслуга А.С. Макаренко состоит в разработке основ теории воспитательного коллектива, законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:

· Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответствен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации этого закона – общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия).

· Закон развития (движения) коллектива – «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти – остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

· Принцип перспективных линий – суть этого принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда,новместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость».

· Принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.

· Принцип активной целеустремленности – А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...».

· Принцип целостности процесса воспитания –«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически... – писал А.С. Макаренко. – Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».

· А также принцип ответственной зависимости, ряд положений, связанных с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания и т.д.

Развитие коллектива имеет свою динамику. По мнению А.С. Макаренко, чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований. Он выделяет на этом пути несколько этапов (стадий) развития коллектива (рис. ), рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Педагогическое требование – способ воздействия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, понятным, посильным.

Рис. Стадии развития коллектива (по А.С.Макаренко)

 

В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический интерес представляет теория поэтапного развития группы как коллектива. Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л.И. Уманского):

Корпорация «лжеколлектив»
Зона отрицательного влияния
Антиколлектив
Дезинтеграция
Интроэгоизм
Номинальная группа
Группа-ассоциация
Группа-кооперация
Группа-автономия
Группа-конгломерат
Зона положительного влияния
Коллектив

 

Рисунок ..Уровни и этапы развития группы

Группа-конгломерат – группа малознакомых (незнакомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе. Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении(группа => коллектив), так и в негативном (группа => антиколлектив), при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.

Этапы позитивного развития группы-конгламирата:

1. Номинальная группа – группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный класс), цели содержание деятельности задаются извне.

2. Группа-ассоциация – группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.

3. Группа-кооперация – группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально- нравственные межличностные отношения вторичны – важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.

4. Группа-автономия – группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия – это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к коллективу. Коллектив – цель и высшая форма развития группы. В развитии группы-автономии может произойтигиперавтономизация – в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив.

5. Группа-корпорация (лжеколлектив) – сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других.

Этапы негативного развития группы-конгламирата:

1. Дезинтеграция – распадение, расчленение целого на части.

2. Интраэгоизм – внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм – крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

3. Антиколлектив – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.

Модель развития класса как группы (Стенфорд и Роарк), включает в себя следующие этапы:

1. Формирование представлений учащихся о классе и друг о друге. Структура отношений вкладывается в основном из диад, реже – триад. Учитель воспринимается как основной авторитет.

2. Формирование групповых норм, образа группы как целого в представлениях учащихся.

3. Этап межличностных конфликтов, которые возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки взрослого (учителя) в решении вопросов, касающихся жизни класса.

4. Первый опыт решения внутригрупповых конфликтов приводит к развитию и солидарности.

5. Впервые возникают элементы сложившейся группы с выраженным чувством «мы». Доминируют учебная активность и учебные цели.

6. Доминирование эмоциональной активности, переоценка групповых норм, класс «закрывается» для взрослого руководителя.

7. Высший этап зрелости: группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, уровень групповой сплоченности достаточно высок.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...