Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные характеристики отчужденных от коллектива подростков
Необходимо подчеркнуть, что проблема одиночества и отчужденности – одна из самых важных и актуальных психологических проблем. О ее многогранности и сложности свидетельствует то, что она является предметом рассмотрения и изучения таких наук, как философия, психология и медицина (в частности психиатрия). Она вызывала интерес, к ней обращались на протяжении многих веков: от древних философов и средневековых схоластов до представителей различных школ, течений и направлений в психологии и философии XX века. К сожалению, проблема одиночества и отчужденности долго находилась за пределами исследований в отечественной психологии, вернее, вынуждена была находиться, так как господствующая в то время идеология отрицала наличие в советском обществе условий, порождающих эти явления. Понятие «одиночество» употреблялось исключительно при характеристике разрушительного влияния на личность капиталистического образа жизни, а отчужденность рассматривалась как противоположный идентификации механизм. Отграничив понятие «одиночество» от нередко его заменяющих понятий «изолированность» и «уединение», а также рассмотрев особенности проявления одиночества, можно определить одиночество как тяжело переживаемое и сопровождаемое отрицательными эмоциями психическое состояние, которое возникает у индивида в результате депривации основных жизненно важных потребностей. Если одиночество – определенное психическое состояние, то отчужденность – определенная ситуация, характеризующаяся сложными отношениями человека с миром. Характер этих взаимоотношений предполагает рассмотрение отчужденности в трех измерениях: социальном, эмоциональном и когнитивном. С этой точки зрения отчужденность представляет собой такое состояние, при котором у индивида отсутствуют общая познавательная деятельность, тесные эмоциональные контакты и наблюдается полный или частичный разрыв значимых для индивида связей с обществом. Несмотря на актуальность этой проблемы в любом возрасте, одиночество и отчужденность переживаются наиболее остро и болезненно, оказывают наиболее пагубное и разрушительное воздействие на развитие личности, как считают многие психологи, именно в подростковом возрасте, когда подростки особенно чувствительны к воздействию извне. Результатом переживания подростками одиночества и отчужденности становятся не только глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей»никчемности» и «ненужности», но и – как протест, как вызов – деструктивные формы поведения, к которым относятся аддикация, аутизм, аномия. А иногда даже единственный выход из этого состояния подростки видят только в суициде.
Таким образом, семейное воспитание, являясь основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвития. |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |