Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Существуют следующие модели организаций как объектов управления. 1. Закрытые системы –это системы,где предприятие является механизмом, представляющим комбинацию основных факторов производства (труда, материалов, капиталов). Эффективное использование всех видов ресурсовдостигается за счет оптимального оперативного управления. Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.
Эффективность организации = Выпуск продукции Затратам
Но в этой модели не учитывается несистемный фактор - это человеческий ресурс. А так как организация – это коллектив, основанный на разделении труда, то и модель должна строиться на базовом положении о том, что важнейшим фактором производительности труда на предприятии является человек. Поэтому основными элементами модели являются - это мотивация, коммуникация, участие в принятии решений. В качестве критериев успешности деятельности организации принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов. Внимание концентрируется только на одном - внутреннем факторе – то есть кадровом. Таблица 3.-Два типа моделей управления
Если подходить аналитически к развитию системного управления организациями, то можно предложить трехфазную модель развития:
1-я – фаза становления предпринимательства (то есть первопроходческая фаза или фаза «тусовки»); 2-я – это фаза специализации и формирования технических подсистем организации (то есть фаза дифференциации); 3-я - это фаза интеграции, объединяющая коллектив совместно работающих людей.
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 1) Начало менеджмента связано с первой полной теорией менеджмента, разработанной в 1916 г. Генри Фордом, где были изложены функции и принципы менеджмента. 2) Затем примерно через 10 лет Элтон Мэйо разработал социологическую концепцию групповых устремлений. 3) Позже в 1930 году Мери Фоллет предложила философию менеджмента, основанную на индивидуальной мотивации и групповом подходе к решению проблем менеджмента. 4) В 1960 году Дуглас Мак Грегор выдвинул теории Х и У, основанные на утверждении приоритета контролирующего менеджера(теория Х) и на принципе разделения ответственности(теория У). 5) В 1965 году Игорь Ансофф разработал теорию стратегического развития организации. 6) В наши дни с развитием Интернета изменилось понимание организации и самого процесса производства, поэтому менеджмент больше стал напоминать не управление людьми, а управление информационными потоками. На рубеже 20-21 вв. усиленное внимание к организационной и социальной культуре предприятия переосмыслены возможности системы управления. Кроме того, большее влияние на менеджмент стали оказывать процессы международной конкуренции из-за открытости экономики (сказывающейся в прозрачности границ и международными соглашений о свободе торговли).
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА В 1-й половине 20 века получили развитие 4 различные школы управленческой мысли – это: - школа научного управления; - школа административного управления; - школа человеческих отношений и науки о поведении; - школа науки управления (или количественных методов). 1) Школа «НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» зародилась на рубеже веков (конец 19 -начало 20 вв.) и существовала с 1885 по 1920 годы, когда профессор одного из американских университетов Джек Дункан в своей главной книге «Основополагающие идеи менеджмента» высказал мысль, что днем зарождения научного управления следует считать собрание инженеров-механиков(состоявшегосяв 1886 г. в Американском обществе), где был сделан доклад о соединении инженерных и экономических видов деятельности. В последующем Фредерик Тейлор (который присутствовал на этом собрании) развил принципы менеджмента, высказанные на указанном собрании. Более всего научное управление связано с работами следующих авторов: - Френка и Лилиан Гилбрет; - Генри Ганта; - Гарри Эмерсона; - Генри Форда. Создатели школы научного управления и их последователи полагали, что можно усовершенствовать операции ручного труда, делая их выполнение более эффективным. Для школы научного управления характерным было систематическое использование стимулирования производства путём заинтересованности работников в увеличении производительности труда и в объеме производства. Главным элементом стимулирования в подходе этой школы было - это «большее вознаграждение за большее производство». Представители школы научного управления выступали за отделение управленческих функций (таких как обдумывания и планирования) от фактического выполнения работы. Работа по управлению понималась ими как деятельность в раках самостоятельной специальности. В результате этого, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Однако представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого. 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ школа управления (или классическая) существовала с 1900 по 1950 годы, представителями которой выступают менеджеры-практики большого бизнеса такие, как - Анри Файоль, Л.Урвик, Дж.Муни. Главной задачей этих менеджеров было - повышение эффективности организации в целом, а не только отдельного работника. Целью менеджеров было - создание универсальных принципов управления,реализация которых должна была привести организацию к успеху. Принципы были связаны: 1) с разработкой рациональной системы управления организацией; 2) с построением структуры организации и управления работниками. Классики, выделяя основные функции бизнеса (такие, как производство, финансы, маркетинг), были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Так, Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, включающий различные функции, которые связаны между собой. Он выделял 14 принципов, которые заключались в следующем: 1. Разделение труда для повышения качества и производительности труда, за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 2. Полномочия и ответственность, которые соответственно дают возможность отдавать приказ и исполнять его. 3. Дисциплина, предполагающая послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками; справедливое применение санкций. 4. Единоначалие, позволяющее исполнителю получать приказы только от одного лица – непосредственного начальника. 5. Единство направления, заключающееся в движении всех структурных подразделений организации к одной цели по одному плану и при одном руководителе. 6. Подчиненность личных интересов общим не требует комментариев. 7. Вознаграждение персонала должно быть справедливым, что позволяет рассчитывать на его верность и поддержку. 8. Централизация должна обеспечивать правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий. 9. Скалярная цепь или должностная иерархия полезна, но когда наносит ущерб организации с ней надо бороться. 10. Порядок должен обеспечивать место для всего и все должно быть на своем месте 11. Справедливость как сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала, снижающая текучесть рабочих кадров. 13. Инициатива как разработка плана и обеспечение его реализации. 14. Корпоративный дух: союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала. 3. Школа ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (существовала в период 1930-1950 гг.) и НАУКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ (с 1950 - по настоящее время) связана с неспособностью ранее существовавших школ осознать важность человеческого фактора как основного элемента эффективности организации. Это создало условия для появления движения за человеческие отношения в организации. Формирование взглядов школы человеческих отношений сложилось под воздействием исследований авторов - Мэри Паркер Фоллет и Элтона Мэйо. Эл. МЭЙО в своих работах открыл новое направление в теории управления, обнаружив, что строго обоснованное разделение рабочих операций и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. То есть связи и силы, возникающие между людьми в ходе их взаимодействия, часто превосходили усилия руководителей. Причину этого явления помогли понять исследования Абрахама МАСЛОУ, который считал мотивами поступков не экономические силы, а в основном различные потребности (которые с помощью денег могут лишь частично быть удовлетворены). При этом, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворения потребностей должен возрастать. И это удовлетворение будет вести к росту производительности. Рекомендациями по использованию приёмов управления человеческими отношениями, повышающими управляемость, являются: - более эффективные действия руководства организации, - консультации с работниками, - предоставление работникам более широких возможностей взаимного общения на работе. После 1950 года поведенческое направление в менеджменте разрабатывалось следующими авторами - Р. Лайкертом, Д. Мак Грегором, Ф. Герцбергом, которыми исследовались: - различные аспекты социального взаимодействия, - мотивации, - характера власти, - авторитета и лидерства, - организационной структуры, - коммуникации в организациях, - изменения содержания работы, - и качества трудовой жизни. Главная задачаэтого направления заключалась – в оказании помощи работнику для осознания собственных возможностей в управлении организацией на основе применения концепций поведенческих наук. Основная цельшколы«поведенческой науки» – повышение эффективности организации за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности работника и организации. Однако в некоторых ситуациях этот подход оказался несостоятельным. 4.Современная школа менеджмента – это школанауки управления, которая развивалась с 1950 года и связана с возникновением кибернетики и исследования операций. Исследование операций применялось как метод научного исследования к операционным проблемам организации. За постановкой проблемы следует разработка модели. Переменным задаются количественные значения, что позволяет сравнивать и описывать каждую переменную и отношения между ними. Происходит замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютерная техника позволила моделировать задачи большой сложности: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, обоснование выбора стратегии развития организации. В рамках школы сформировалась теория принятия решений, которая нацелена на исследование: · методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений; · алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и т.д.; · моделей экономических явлений: моделей воспроизводства; моделей баланса затрат и выпуска продукции; моделей прогнозирования развития организации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |