Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пример морфологической карты
Выбор лучшего варианта решения проблемы производится путем перебора всех вариантов без исключения, следовательно, это довольно трудоемкая работа. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях. В нашем примере количество вариантов равно 2×3×5×3×2=180.
ВОПРОС № 8: Метод ТРИЗ. ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач - универсальная технология анализа и решения проблем, не зависящая от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей. Этот метод, позволяет каждому научиться изобретать, решать творческие Задачи в разных областях человеческой деятельности. ТРИЗ включает в себя: - механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; - механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов); - обширный информационный фонд концентрированный опыт решения проблем. Основные функции ТРИЗ: 1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности. Вспомогательные функции ТРИЗ 1. Решение научных и исследовательских задач. 2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии. 3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций. 4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. 5. Объективнаяоценка решений. 6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки. 7. Развитие творческого воображения и мышления. 8. Развитие творческих коллективов. Задачи, решаемые с помощью ТРИЗ: 1) Сложные инженерные, производственные и организационные проблемы; 2) Снижение и ликвидация производственного брака; 3) Снижение себестоимости продукта или технологического процесса, энергопотребления, материалоемкости, трудоемкости; 4) Усовершенствование продукта, объекта, сервиса; прогнозирование развития существующих продуктов; 5) Разработка новых систем, продуктов или сервисов и стратегии их развития; 6) Прогнозирование возможных проблем в близком и далеком будущем, т.е. брака, отказов, аварий и др. нежелательных явлений и устранение их первопричин; 7) Обход патентов конкурентов, защита своего патента от обхода его конкурентами. В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся: 1) Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений. 2) Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения. 3) Вепольный(вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач. 4) Указатель физических эффектов.Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач. 5) Методы развития творческого воображения.Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач.
ВОПРОС № 9: Метод фокального объекта. Метод фокальных объектов (МФО)– это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. МФО, план действий: · Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) · Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» · Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов · Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. · Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные. Пример создания нового объекта с помощью МФО Совершенствуемый объект:стул Случайные объекты:елка, олень, фонарь
Новые идеи 1) Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости 2) Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей 3) Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 567. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |