Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС№2: Источники инновационных идей.




Тема8.Маркетинговыерешениянастадииинициацииипоискаинноваций

 

Понятие«инновационнаяидея».

Источникиинновационныхидей.

Исследованиерынканаучно–техническойпродукции.

Изобретения»,«Патенты».

Проведениепатентныхисследований.

Методыгенерацииинновационныхидей.

Методыфункциональногоанализа.

МетодТРИЗ.

Методфокальногообъекта.

Маркетинговаяоценкарыночнойпривлекательностиинновационнойидеи.Методыикритерииоценки.

Критериитехнико–технологическойпроизводственнойиорганизационно–управленческойреализуемостиинновационнойидеи.

Разработкатехническогозаданиядляпроведениядлительногомаркетинговогоисследованиярынка.

 

 

ВОПРОС№1: Понятие «инновационная идея».

Инновационную идеюможно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Главными признаками инновационной идеи являются ее соответствие современному направлению (тренду) развития соответствующей области хозяйствования и востребованность в экономике. В этом и только в этом случае идея становится инновационной.

Более важным будет второй признак – востребованность в экономике. Именно этот критерий становится для многих идей непреодолимым, даже при соответствии всем другим научным, технологическим и организационным требованиям. Поэтому при развитии и разработке идеи, следует тщательно изучить не только новизну и уровень идеи, а и ее соответствие потребительским запросам рынка и возможностям производства. Необходимо также проанализировать конкурентную среду - выяснить степень конкурентоспособности новой идеи и возможность ее развития в данных условиях.

Еще одной желательной характеристикой инновационной идеи является ее направленность в будущее. Инновационная идея должна не только соответствовать современному уровню, но и должна заглядывать в завтрашний день, т.е. содержать элементы постиндустриальных технологий.

 

 

ВОПРОС№2: Источники инновационных идей.

Источники инновационных идей:

1)Внутренние источники (они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг):

· неожиданное событие - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

· неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);

· потребности процесса;

· внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

2)Внешние источники (они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли):

· демографические изменения;

· изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

· новые знания (как научные, так и ненаучные).

НЕОЖИДАННОЕ СОБЫТИЕ.Неожиданный успех.Инновационные мероприятия, источником которых служат неожиданные события, наименее рискованны, и на их реализацию требуется меньше усилий. Тем не менее фактор неожиданного успеха почти полностью игнорируется, более того, руководители организаций активно отвергают его.Именно в консервативности взглядов и кроется одна из причин неумения оценить и воспринять неожиданный успех.

Примеры:

1) История суперклея началась в 1942 году, когда американский химик д-рГарри Куверпытался отделить прозрачный пластик для оптических прицелов портативного оружия. Во время экспериментов он работал с веществом цианоакрилатом, который приводил к прочному склеиванию тестовых материалов. Через шесть лет после этого Кувер вдруг понял настоящий потенциал этого вещества, которое не требовало ни тепла, ни давления, и на свет появился суперклей.Интересно, чтово время Вьетнамской войны суперклей использовали для лечения открытых ран, задерживая кровотечения. В конечном счете, изобретение, которое должно было улучшить свойства оружия, спасло множество жизней.

2) идея создания самоклеющихся листков для заметок принадлежитАртуру Фраю. В 1968 году Сильвер работал надсозданием высококачественного, не оставляющего следа клеем, который идеально подходил для работы с бумагой. Он был достаточно сильным, чтобы удерживать бумагу на поверхности, но достаточно слабым, чтобы снять бумагу, не порвав ее. К тому же он оставался липким при неоднократном применении.Однако никого в компании, где он работал, это не заинтересовало, пока коллега Сильвера Артур Фрай не использовал клей для приклеивания на него закладок в псалтыре. В дальнейшем он предложил использовать вещество для липких многоразовых закладок, и идея приобрела популярность.

3) Открытие динамита принадлежитАльфреду Нобелю, который работал над веществом нитроглицерином. Он разрабатывал формулу, чтобы сделать вещество более безопасным для работы, так как оно отличалось нестабильностью и могло случайно взрываться. В какой-то момент он уронил пузырек на землю, и так как на полу было немного опилок, это придало ему некоторую стабильность, и оно не взорвалось.Позже Нобель улучшил формулу, добавив в нитроглицерин немного кремнезема, и появился динамит.

4) В 1859 году английскому химикуРоберту Чезбро, который мечтал стать нефтепромышленником, неожиданно повезло. Он заметил, что многие работники жаловались на восковое вещество, которое они называли "парафином" и которое накапливалось в трубах нефтяных насосов. Чезбро взял образец этого вещества и начал с ним экспериментировать.Он заметил, что нефтяное желе прекрасно заживляло раны и порезы, и дал ему название "вазелин"(от немецкого " Wasser"- вода и греческого "Elaion"- масло). Вазелин покупали для всевозможного применения, начиная с очищения носа до чистки мебели. Изобретатель настолько верил в исцеляющую силу вазелина, что в течение многих лет каждый день съедал по ложке вазелина, пока не умер в 96 лет.

5) Теперь каждый раз, поднося нержавеющую вилку ко рту во время обеда, вы будете знать, что обязаны ею английскому металлургуГарри Бреарли, который создал сплав стали, называемый нержавеющим. Когда Бреарли на работе дали задание создать сталь для оружия, которая бы не подвергалась эрозии, он начал комбинировать различное количество хрома со сталью.В 1913 году, когда он смешал 0,24 процента углерода и 12,8 процентами хрома, на свет появилась нержавеющая сталь, которая делала металл устойчивым даже к таким кислотам, как уксус и лимонный сок. Позже изобретатель понял, что сплав идеален для столовых приборов, которые в те времена изготавливали из серебра или углеродистой стали, но они были неустойчивы к ржавчине.

6) Создание чайного пакетика принадлежит Томасу Салливану, который работал торговцем в Нью-Йоркском магазине. Он решил, что гораздо удобнее будет посылать покупателям чай в шелковых мешочках, и вскоре продажи взлетели до небес, но не продажи чая, а именно чая в пакетиках.Как оказалось, покупатели по ошибке опускали весь мешочек в горячую воду и результат им понравился.

7) В 1946 году американский инженерПерси Спенсертестировал устройство магнетрон, которое излучало микроволновую радиацию, когда вдруг заметил, что кусок шоколада в его кармане расплавился. Он предположил, что это произошло из-за магнетрона, и проверил свою теорию, поместив возле устройства зерна для получения попкорна. Когда он получил попкорн, Спенсер решил приготовить яйцо, которое взорвалось.Хотя это привело к большому беспорядку, он понял, что низкочастотная микроволновая энергия может помочь быстро готовить еду. Он стал работать над практическим применением устройства, которое появилось в виде микроволновой печи в 1947 году.

8)Сэр Александр Флеминг в 1928 заметил, что одна из пластиковых тарелок с болезнетворными бактериями стафилококка в его лаборатории покрылась плесенью. Тем не менее, Флеминг покинул лабораторию на выходные, так и не вымыв грязную посуду. После выходных он вернулся к своему эксперименту. Он изучил тарелку под микроскопом и обнаружил, что плесень уничтожила бактерии. Эта плесень и оказалась основной формой пенициллина. Это открытие считается одним из величайших в истории медицины. Значение открытия Флеминга стало понятным лишь в 1940, когда были начаты массовые исследования нового типа лекарств-антибиотиков. Благодаря этому случайному открытию были спасены миллионы жизней.

9) Кардиостимулятор, который сейчас спасает тысячи жизней, был изобретен по ошибке. Инженер Уилсон Грейтбэтч работал над созданием устройства, которое должно было записывать сердечный ритм.Однажды он вставил в устройство неподходящий транзистор и обнаружил, что в электрической цепи возникли колебания, которые похожи на правильный ритм работы человеческого сердца. Вскоре ученый создал первый имплантируемый кардиостимулятор – прибор, который подает искусственные импульсы для работы сердца.

Неожиданная неудача.В случае, когда продуманный план действий не привел к желаемому результату, в процессе анализа причин неудачи целесообразно искать новые подходы к решению проблемы, и чаще всего - в области инноваций.Неожиданные неудачи в отличие от неожиданных успехов сами заявляют о себе, и их вряд ли можно не заметить. «Отказаться» от них тоже нельзя. Если же мы терпим какую-то неудачу вопреки тщательно проведенным расчетам, грамотному проектированию и добросовестному исполнению, то такая неудача может проложить дорогу к серьезным сдвигам, и притом в лучшую сторону.

НЕСООТВЕТСТВИЕ.Часто в специальной литературе можно встретить терминнеконгруэнтность,т.е. несоответствие. Представления, которые лежали в основе работы над продуктом или услугой, моделью или рыночной стратегией, могут прийти в несоответствие с новыми сложившимися условиями. Вполне возможно, что заказчик или покупатель вдруг изменил свои ценностные установки и восприятия - покупая ту же самую «вещь», он на самом деле ставит себе цель приобрести совершенно иную «ценность». Далее, вполне может произойтисегментация рынка или конечного потреблениякак выявление целевых групп потенциальных потребителей конкретного товара, или группы товаров. Любое подобное изменение может вполне рассматриваться как возможность для нововведений. Здесь мы будем говорить о несоответствии между тем, что есть на самом деле, и тем, как это «должно», по нашему мнению, быть, т.е. несоответствии между реальностью и нашими представлениями о ней. Выявить этот источник, постичь его сущность может оказаться достаточно трудной задачей. Можно выделить несколько видов несоответствий:

· между экономическими реальностями отрасли (сферы услуг);

· между реальностью отрасли (сферы услуг) и представлениями о ней;

· между усилиями, затраченными отраслью (сферой услуг), и ценностными установками и притязаниями потребителей;

· внутри ритма или логики процесса.

ПОТРЕБНОСТЬ ПРОЦЕССА.Характерно, что в некоторых нововведениях, основанных на потребностях процесса, используются несоответствия, а в других -демографические изменения. Но потребность процесса в отличие от других источников инновационных идей не возникает вместе с каким-либо событием в окружающей среде, будь то внешнее или внутреннее, она появляется вместе с заданием, которое необходимо выполнить. Иными словами, эта потребность сориентирована не на ситуацию, а на задание. Потребность усовершенствует уже существующий процесс в соответствии с появившимися новыми знаниями. Зачастую эта потребность активизирует процесс, находя для него «недостающее звено».

ОТРАСЛЕВЫЕ И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ.Отраслевые и рыночные структуры зачастую сохраняются без сколько-нибудь серьезных изменений очень продолжительное время, и поэтому их можно считать вполне стабильными.Однако при более внимательном рассмотрении видно, что на самом деле эти структуры довольно хрупки. Бывает достаточно одного неверного шага, чтобы они распались. Когда это происходит, каждое составляющее звено данной отрасли вынуждено предпринимать какие-то действия, т.к. ведение дела прежним способом принесет убытки и может привести к полному краху компании. В лучшем случае это обернется для нее потерей лидирующего положения. Раз утратив лидерство - вернуть его практически невозможно. Да, все это именно так, но... Изменения в рыночной или отраслевой структуре - богатый источник инновационных идей.

Внешние источники инновационных идей, по существу, являются не чем иным, как изменениями в социальной, философской, политической и интеллектуальной средах.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.Здесь имеются в виду факторы, связанные сдемографией.По материалам статистики демография изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественные взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Внезапные изменения численности населения конкретного населенного пункта или даже целого региона вследствие непредсказуемых причин или на фоне усиливающейсямиграции. Демографические сдвиги носят международный или даже глобальный характер.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВКАХ И ВОСПРИЯТИЯХ.Если бы кто-нибудь в 1960 г., в последний год президентства Эйзенхауэра и накануне вступления в Белый дом Джона Кеннеди, попытался предсказать те завоевания, которые будут достигнуты негритянским населением Соединенных Штатов через 10-15 лет. Если бы в то время кто-нибудь предсказал всего половину из тех прав и свобод, которые были добыты американскими неграми впоследствии, то все равно его прогноз считался бы безнадежно оптимистическим. В рекордно короткие сроки в США произошли колоссальные сдвиги в статусе этой социальной группы.

НОВЫЕ ЗНАНИЯ.Инновации, в основе которых лежат новые знания, - это «суперзвезда» предпринимательства. Такие нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения, основанные на новых знаниях, отличаются от всех других по своим характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости и уровню требований, предъявляемых к самому предпринимателю. Такие инновации отличаются самым длительным временем протекания. Во-первых, весьма продолжителен временной разрыв между появлением нового знания и его доведением до уровня технологического использования. Во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе, или услуге, пригодных для предложения на рынке.

Конкретными источниками инновационных идей могут быть:

1 ученые;

3) конкуренты;

4) торговые агенты, посредники;

5) информационное агентство.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...