Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная характеристика методов генерации и отбора инновационных идей




Название и сущность метода Отрасль применения Преимущества Недостатки
Улучшение прототипа: выявление недостатков прототипа (наилучшего на рынке образца) и поиск путей его улучшения Усовершенствование существующих продуктов: улучшение их конструкции, функциональных свойств, экономических характеристик и т.д. Относительная простота подражания известному потребителям продукту (если прототип востребован, то и модификация тоже) Продукт не всегда поддается усовершенствованию, незначительные усовершенствования могут привести к потере конкурентоспособности
Мозговой штурм: генерирование группой лиц идей решения поставленной проблемы (при условии запрета критики идей) с последующей их оценкой Быстрая генерация большого количества идей, решение сформулированной проблемы Скорость, увеличение шансов найти приемлемое решение; многоаспектный анализ проблемы Качество идеи практически не зависит от срока ее поиска; полученные результаты требуют дальнейших исследований
Синектика: ориентация спонтанной деятельности интеллекта группы специалистов (с помощью различного вида аналогий) на исследования и решение поставленной проблемы Поиск общего (принципиального) решения поставленной проблемы Позволяет преодолеть предвзятость мнения разработчиков и решить проблемы нетрадиционными путями Требует опытного и сильного руководителя, тщательного подбора специалистов и их предварительного обучения
Ликвидация тупиковых ситуаций: поиск новых направлений решений, если традиционные не дали результатов Решение сложных крупномасштабных проблем, которые не решаются традиционными методами, в традиционных отраслях поиска Позволяет решать проблемы в ситуации, когда отсутствует приемлемое решение Сложности с выходом направлений поиска за пределы знаний, опыта, традиций разработчиков
Морфологические карты: расширение зоны поиска решения поставленной проблемы Поиск решений новых проблем Позволяет быстро сгенерировать ряд возможных решений и найти наиболее приемлемое Требует опыта разработчиков и знания ими структуры проблемы

 

 

ВОПРОС № 7: Методы функционального анализа.

Функциональный анализ – это разновидность анализа, предполагающая рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур. Например, электрическая лампа накаливания рассматривается как носитель функции "излучать свет", а не только как совокупность конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и др.).

Функциональный анализ позволяет абстрагироваться от конкретного исполнения объекта, и сосредоточить внимание на его функциях. Поиск альтернативных вариантов реализации функций осуществляется с целью снижения затраты и повышения уровня выполнения функции. Функциональный анализ может с одинаковым успехом применяться для совершенствования как технических, так и нетехнических объектов и процессов.

Методы функционального анализа:

1) Анализ проблемпредполагает изучение поведения потребителей в отношении исследуемого продукта или проблемы самыми различными методами (в том числе при помощи опросов, фокус-групп и пр.). Каждая выявленная проблема, связанная с применением товара, может привести к идее усовершенствования. Анализ проблем чаще всего предвосхищает разработку новых модификаций товара (например, появление женских станков для бритья, детских чехлов для мобильных телефонов и пр).

2) Методинвентаризации характеристикпредусматривает составление перечня главных характеристик товара и их варьирование с целью выявления новой комбинации, ведущей к улучшению или появлению модификации товара. При применении данного метода исследователи должны получить ответы на ряд вопросов. Например:

· можно ли использовать товар каким-тоиным образом(например, пятновыводитель для одежды использовать в разбавленном виде как средство для чистки ковров);

· как среагирует потребитель на изменениеразмера товара(например, уменьшение или увеличение упаковки),вида упаковки(например, стеклянная бутылка или пластиковая, с пульверизатором или с дозатором);

· привлечет ли покупателякомбинация товарас какими-то другими товарами (например, средство для чистки ковров с антистатиком).

Необходимая для «инвентаризации характеристик» информация может быть получена в ходе проведения качественных исследований (фокус-групп, глубинных интервью), анализа продуктов конкурентов из соответствующих товарных категорий.

3) Морфологический анализориентирован на выявление основных структурных изменений товара и предполагает последующий попарный анализ связей между измерениями с целью выявления новых интересных комбинаций. В качестве примера рассмотрим средство для чистки, которое имеет шесть главных измерений:

1. на что наносится (щетка, тряпка, губка, тампон);

2. ингредиенты (спирт, аммиак, дезинфектант);

3. объекты чистки (стекло, одежда, ковры, сантехника, посуда, машины);

4. удаляемые вещества (жир, пищевые пятна, пыль, краска);

5. текстура (крем, порошок, жидкость, гель);

6. упаковка (коробка, бутылка, пакет, баллон).

Каждое попарное сочетание измерений оценивается с точки зрения его потенциальной ценности как нового товара при помощи различных социологических методов (опросы потребителей, фокус-группы, тесты и пр.).

Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем инвестиций и снизить степень риска, а эти две характеристики, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.

Морфологический анализ проводится по схеме, состоящей из шести последовательных этапов:

1. формулировки проблемы;

2. постановки задачи;

3. составления списка всех характеристик предполагаемого продукта;

4. составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике;

5. анализа сочетаний;

6. выбора наилучшего сочетания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...