![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС № 6: Методы генерации инновационных идей.
Для поиска идеи инновации наибольшей эффективностью обладают: 1.Метод проб и ошибок:последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных идей решения проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, и взамен ее выдвигается новая. Правил поиска и оценки верной идеи нет, а есть субъективные критерии оценки, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта. 2.Метод контрольных вопросов– усовершенствованный метод проб и ошибок: по заранее составленному вопроснику задаются вопросы, каждый из них является пробой или серией проб. 3.Метод игр– моделирование процессов (экономических, технических, и т.п.) с любым количеством участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую функцию, подчиняясь набору определенных правил. 4.Метод написания сценариев инновации–упорядоченной во времени последовательности эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой: подбирается коллектив для составления сценариев будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть; формируются специальные вопросы в виде таблицы. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволяет квалифицированно определить цели и задачи. 5.Метод мозгового штурма– коллективное генерирование идей (предложен в 1955 г. американцем Алексом Осборном): · в решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей – генераторы идей и эксперты, но не более 6 чел, штурм – на 20 мин.; · при генерировании идей никаких ограничений нет; · самое главное – запрет на критику (это и слабость метода). Он предполагает следующие этапы: a) –формирование группы участников «мозговой атаки»по численности и составу, наиболее продуктивная группа – 10-15 человек; b) –составление проблемной запискигруппой анализа проблемной ситуации и включает описание метода и проблемной ситуации; c) –генерация идей: каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Продолжительность штурма – не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников; d) –формирование перечня и систематизация идей: выделение признаков, по которым идеи могут быть объединены; объединение идей; e) –реструктурирование (разрушение) систематизированных идей: каждая идея подвергается всесторонней критике группой высококвалифицированных специалистов (20-25 человек); f) –оценка критических замечаний и составление списка практически реализуемых идей. Препятствующие факторы мозгового штурма:критика, которая заставляет человека стандартно мыслить и мешает другим высказывать нестандартные идеи, которые, чаще всего, и становятся объектом критики; официальность и формальность; поиск «правильных решений»; разъяснения и обоснования; пассивность клиента (заказчика). Успеху в появлении идей способствует:безопасная и открытая атмосфера; активное воображение и желание придумывать что-то новое; развитие, переработка и соединение высказанных идей; поиск аналогов обсуждаемой проблемы; активность клиента. 6.Обратный штурм:участники ищут недостатки новой идеи (продукта), устраняют их и выдвигают новые идеи. Разновидностью «мозговой атаки является «метод 635»:6 участников должны записать по 3 идеи за 5 минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив по 18 идей, в общей сложности 108. Структура идей четко определена. 7.Метод Дельфы– (Дельфы – греческий город, славившийся своими мудрецами–предсказателями будущего) многоуровневая процедура индивидуального анкетирования. Проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет – вопросников. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок, те выбирают варианты для дальнейшей обработки, могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться 3–4 раза. В результате и вырабатывается согласованное мнение относительно проблемы. Особенности метода «Дельфи»: А) анонимность экспертов, они неизвестны друг другу, их взаимодействие при заполнении анкет полностью исключается; Б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса; В) статистическая характеристика группового мнения. 8.Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основным инструментом ТРИЗ являлсяАлгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).ТРИЗ представляет собой программу последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, позволяющую шаг за шагом переходить от расплывчатой исходной ситуации к четко поставленной задаче, затем к предельно упрощенной модели задачи и к противоречиям, лежащим на пути решения задачи, и далее к разрешению этих противоречий с помощью явных или скрытых ресурсов систем, так или иначе связанных с задачей. При этом пути разрешения противоречий ищутся, в том числе, и в самих противоречиях. 9. Метод морфологического анализа.Предлагает определить структурные параметры проблемы и изучить существующие между ними связи с целью найти какие-либо оригинальные сочетания. Метод дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы. 10. МетодСинектика.Представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Метод основан на принципах мозгового штурма, но здесь участвуют постоянные группы специалистов, используются специальные приемы и организация процесса решения. Под решением проблемы понимается взгляд на нее со стороны, с какой-то новой точки зрения, так, чтобы сбить психологическую инерцию. Первоисточник генерирования новых идей заключается в поиске аналогий, где первоначально нужно выбрать предмет исследования и создать таблицу для его аналогий. Начальный столбец заполняют данные для чего вообще предмет создан и используется, во второй записывают непрямые, например отрицательные черты признаков из первого столбца. После этого нужно сопоставить цель, объект и косвенные аналогии. Эффективная система генерации и накопления идей предоставляет гораздо больше идей новых продуктов, чем может использовать фирма. Поэтому необходимо разработать критерии и процедуры отсеивания идей новых продуктов в этом потоке. Окончательные решения не обязательно должны быть категоричными — от твердого отклонения идеи до решения разрабатывать новый продукт как можно быстрее, используя все доступные ресурсы. Процедуры отсеивания идей новых продуктов могут быть как в высшей степени организованными и формализованными, так и довольно беспорядочными. При работе с высокоформализованной системой могут использоваться специальные бланки, регулярные собрания комитета и оговоренные коэффициенты значимости, которые присваиваются нескольким четко установленным критериям отбора. Главное при отборе идей нового продукта— ответить на вопрос:«Осуществима ли эта идея и в достаточной ли степени она интересна, чтобы заслуживать более тщательного анализа?». Задача компании на стадии отбора — не принять или отклонить идею как проект для разработки, а определить, обладает ли идея достаточными достоинствами, чтобы оправдать расходы на бизнес-анализ. Отсеивание идей новых продуктов требует прежде всего наличия у компании заявления о ее стратегических и маркетинговых задачах в бизнесе, которым компания хочет заниматься, и на рынках, которые компания хочет обслуживать. Проверка любой идеи нового продукта должна проводиться в первую очередь на ее соответствие стратегии компании. Как ни удивительно, сделать этот шаг бывает очень тяжело — из-за того, что отсутствует ощущение четкой стратегической направленности. Разработка такого заявления о стратегических задачах может стать для менеджеров нелегким делом, но его наличие поможет избавиться он неуверенности при оценке идеи нового продукта. При отборе перспективных идей необходимо также ответить на ряд вопросов и рассмотреть набор критериев, которые связаны с наличием ресурсов, необходимых для разработки и осуществления идеи. Характер этой части анализа можно понять по вопросам, которые наводят на размышления, но не являются исчерпывающими: · Имеете ли вы доступ к необходимому сырью? · Позволяет ли ваше текущее финансовое положение осуществить проект такого масштаба? · Обеспечивает ли новый продукт синергетический эффект в сочетании с нашей нынешней товарной линией? · Являются ли ваши нынешние клиенты потенциальным рынком, или вам предстоит осваивать совершенно новые рынки? · Можно ли продавать новый продукт силами имеющихся продавцов и дистрибьюторов? · Соответствует ли идея возможностям вашего отдела разработки продуктов? · Окажет ли успешная разработка этого продукта положительное/ отрицательное влияние на ваши существующие продукты, рынки и систему маркетинга? · Позволят ли ваши производственные мощности и опыт производить данный продукт? Отрицательные ответы на некоторые из этих вопросов или признание того, что реализация идеи требует значительных финансовых, управленческих, маркетинговых или производственных затрат, очевидно, сделают идею менее привлекательной. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |