Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и значение управленческого контроля.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Под контролем понимают систему регулярной проверкисостояния и результатов функционирования организации, ее отдельных элементов, внешнего окружения. В ней выделяют два главных направления: - контроль за выполнением работ, намеченных планами; - принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана. Контроль является функцией процесса управления, его важнейшей частью, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предрешающие эффективность проведения этой управленческой функции. В их составе выделим главные: - организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому - масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля; - контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации; - затраты на контроль — средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть достаточно простым и своевременным, иметь стратегическую направленность и ориентироваться на результаты. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным. Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из нескольких этапов. В системе управления контроль решает несколько задач. Во-первых, позволяет заранее обнаружить во внутренней или внешней среде фирмы факторы, которые могут оказать влияние на ее деятельность, а также необходимым образом подготовиться и своевременно на них отреагировать. Во-вторых, помогает отслеживать недостаточно четко выраженные тенденции развития, их направление и глубину и создавать более обоснованные планы. В-третьих, позволяет своевременно выявить нарушения, ошибки, промахи, оперативно их предотвратить или устранить. В-четвертых, дает возможность выявить резервы. В-пятых, обеспечивает установление и поддержание в системе управления обратной связи. В-шестых, позволяет оценить работу персонала за определенный период, эффективность и надежность системы управления. Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами, к которым можно отнести: 1) охват основных сфер деятельности организации и процессов, протекающих в ней; 2) непрерывность, обусловленная соответствующим характером производственной и хозяйственной деятельности (в ряде случаев контроль может осуществляться эпизодически); 3) привлечение к осуществлению контроля всего персонала организации или его значительной части; 4) наличие четкой стратегической направленности, задаваемой основными приоритетами развития организации; увязка с процессом планирования и преобразований в организации, ее структуре, системе управления; 5) гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и действенность; 6) своевременность, позволяющая устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры; 7) ориентированность на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы фирмы, поддержку нового; 8) экономичность, предполагающая, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение (противное свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией); 10) индивидуализированность, нацеленность на конкретные процессы, результаты, лиц (требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе); 11) максимальная прозрачность, открытость, гласность, объективность, доброжелательность, создание благоприятного морально психологического климата; 12) соответствие характеру контролируемого процесса; 13) регулярное подведение итогов контроля, своевременно проведение корректирующих мероприятий, поощрение отличившихся и наказание нерадивых. Элементами контроля являются: Субъект контроля — специалист или группа специалистов, осуществляющих контрольные функции при наличии соответствующих полномочий. Объект контроля — составляющая организационной системы, в отношении которой проводится контроль. Объектам контроля могут быть: ресурсы организации (трудовые, материальные, технические, финансовые, информационные, интеллектуальные и др.); процессы; продукты управленческого труда (решения, управленческие системы, разработки). Предмет контроля — характеристики объекта контроля, подлежащие контролю (затраты, действия, сроки, результаты, качество, количество). Стандарты контроля — конкретные результаты, состояния или действия, степень отклонения от которых определяется (измеряется) в процессе контроля. В качестве стандартов могут использоваться значения показателей,регламенты, отраженные в положениях, инструкциях, приказах, правилах, Процедура контроля — последовательность действий по проведению контроля. Методы контроля — способы его проведения. В качестве методов контроля используются метод сравнения, сопоставления факторов, методы обследования процессов, опросы, наблюдения и пр. Средства контроля — все то, что используется в процессе проведения контроля. 2. Виды и методы управленческого контроля в организации - По периодичности Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в том, что временные периоды осуществления обеих управленческих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам проведения контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный. Стратегический контроль ставит задачу оценки и регулирования деятельности организации с позиций выполнения ею долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой. Этот вид контроля наиболее сложен в силу большой зависимости стратегии организации от изменений в окружающей ее среде и некоторой абстрактности стратегических установок по развитию организации в целом. Непредсказуемость внешней среды усложняет разработку стандартов и параметров на длительный период, а следовательно, и проведение контроля их выполнения. Несмотря на это, многие фирмы и крупные корпорации создали в составе своих структур службы стратегического контроля. При этом они могут быть как централизованными на верхнем уровне, так и децентрализованы по разным уровням иерархии. Централизация стратегического контроля имеет место в диверсифицированных компаниях с большим числом подразделений, если окружающая среда относительно стабильна и предсказуема. В противном случае централизация контроля неэффективна. Тактический контроль нацелен на анализ выполнения тактических планов организации,, неразрывно связанных с ее стратегией. Он осуществляется как в целом по организации, так и по ее ключевым подсистемам. Все сравнения достигнутых показателей с запланированными охватывают, в первую очередь, показатели, отражающие состояние внутренней среды организации — ее ресурсов, структуры, культуры. Периодичность тактического контроля совпадаете длиной периода, на который составляются планы тактического развития. Его осуществляют службы, создаваемые в составе структуры управления. Их главная задача — своевременное выявление отклонений от стандартов и целевых установок и проведение корректировочных мер. Наряду с этим в организациях широко используется метод самоконтроля, когда контрольные функции выполняют сами работники или группы. Оперативный контроль выполняется ежедневно по периодам, характерным для оперативного планирования. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг и выполнения всех видов процессов в организации и подразделяется на три вида: предварительный — осуществляется до фактического начала работ по ключевым видам ресурсов, необходимых для нормального протекания процессов: человеческим, материальным и финансовым. Это контроль на входе процесса, который направленна достижение максимального соответствия стандартам и нормам ресурсов, вводимым в процесс; текущий или производственный контроль — осуществляется походу выполнения всех этапов и процедур самого процесса, позволяет своевременно выявлять проблемы, устанавливать причины их • заключительный (итоговый).— контроль качества продукции и услуг, полученных по завершении процесса, который производится путем сравнения полученных результатов с заданными. Он обеспечивает руководство необходимой информацией для планирования аналогичных процессов в будущем и разработки систем мотивации, направленных на повышение заинтересованности в улучшении ожидаемых результатов. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов и вознаграждения работников. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |