Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции финансов и их проявление в работе финансового менеджера
Известно, что сущность той или иной категории отражается в ее функциях. Рассмотрим их проявление в работе финансового менеджера. В финансовой литературе сложились две основные позиции по этому вопросу. 1. Финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную. 2. Финансы выполняют три функции: образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов — распределительная; контроль эффективности. Более обоснованной представляется вторая позиция: она расширительно толкует распределительную функцию, что вытекает из сущности категории финансов. Действительно, предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала) — образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Итак, первая функция проявляется в работе финансового менеджера через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств. При этом имеются в виду не только децентрализованные фонды в отрасли, объединениях, на предприятиях, но и централизованные фонды государства, в том числе федеральный и нижестоящие бюджеты и фонды кредитных ресурсов государственных и негосударственных структур. Именно полная и своевременная мобилизация финансовых ресурсов в определенные фонды денежных средств и составляет первостепенную задачу всех звеньев финансово-кредитной системы и в особенности ее базового звена — службы финансового менеджера предприятий материального производства. В самом деле недопоступление доходов (выручки от реализации, прибыли и прочих) по причине, скажем, неплатежей или задержки платежей предприятий-контрагентов сразу нарушит финансирование всех производственных затрат и инвестиций, социальных выплат (зарплаты и т.п.), что, естественно, потребует от финансового менеджера изыскания источников компенсации подобных прорывов и принятия мер финансового воздействия для ликвидации и предотвращения таких ситуаций. Необходимость своевременного поступления доходов диктуется одним из главных принципов финансового менеджмента: «время — деньги» и связана с возникающими на практике платежными «пиками», цепочками неплатежей, их негативными последствиями. Другим проявлением первой функции служит стимулирование роста финансовых ресурсов, в том числе денежных накоплений. Здесь ведущее место принадлежит управляющим решениям финансового менеджера. Следует подчеркнуть, что понятие стимулирования, или мотивации, не ограничивается индивидуальным или коллективным материальным поощрением или депремированием, но распространяется на интерес всех участников производства, включая отраслевые, кредитные и даже нефинансовые звенья, органы власти в центре и на местах, к повышению эффективности и к научно-техническому совершенствованию производства, ибо эта мотивация обеспечивает рост и надежность доходной базы хозяйствования. При этом речь идет обо всей системе финансовых стимулов и рычагов: проценте за кредит, ставках налогов, налоговых льготах, штрафных санкциях, а также о соответствии реальных денежных доходов технико-экономическим, натуральным и финансовым показателям бизнес-плана. Такое проявление первой функции мы выделяем потому, что допускаемые практикой планирования несоответствия ведут к искажению показателей по доходным статьям финансовых балансов, подрывают их реальность, дестимулируют эффективность производства. Вторая функция — осуществление расходов, или распределительная, — проявляется в масштабе предприятия через распределение и перераспределение всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции или услуг. Примерная схема распределения выручки приведена на рис. 1. Условные обозначения и аббревиатуры: с — овеществленная стоимость (необходимая); ФСР — фонды экономического и социального v — вновь созданная стоимость (необходимая); развития централизованные и m — прибавочная стоимость; нецентрализованные; ФЗП — фонд заработной платы; НДС — налог на добавленную стоимость; ФВ — фонд возмещения; ФРПНТ — фонд развития производства, науки ФП — фонд потребления; и техники; ФН — фонд накопления; ЦФО — централизованные фонды отрасли
Рис. 1. Схема распределения выручки от реализации товаров (услуг)
Первичное распределение дохода предприятия переплетено на нашей схеме с его перераспределением. Так, себестоимость в значительной доле формируется из обязательных перечислений в централизованные внебюджетные фонды государства и в бюджет[1], но поступлениям их предшествует распределение выручки от реализации продукции (и услуг) предприятий производственной сферы, а до того — планируемое (финансовым менеджером) распределение стоимости товара в цене реализации. Подобная распределительная деятельность требует от финансового менеджера перманентных инвестиционных решений, простирающихся часто за пределы собственно финансовых отношений. Скажем, оплата счетов поставщиков и подрядчиков, тем более так называемая предоплата, вынуждает финансового менеджера вторгаться в юридическую (контрактную) и снабженческую деятельность фирмы вплоть до выбора контрагента, частоты и прочих условий поставок и т.п. Первичное распределение поступающих доходов переходит в перераспределение, необходимость которого обусловлена, прежде всего, наличием непроизводственной сферы и неравномерностью движения доходов и расходов. Если изобразить их графически, то вид будет примерно таким, как показан на рис. 2. Рис. 2. Динамика расходов и доходов
Доходы в целом для каждого предприятия, отрасли или региона увеличиваются более или менее равномерно, ибо их рост соответствует расширению производства или, как в современной ситуации, росту цен (тарифов). А расходы определяются характером их наиболее крупной и длительно иммобилизуемой из текущего оборота частью — капитальными вложениями, или прямыми (реальными, физическими) инвестициями. Неравномерность проявляется в различных аспектах: во-первых, во времени, в том числе из-за сезонности производства, — по годам, кварталам и более кратким периодам; во-вторых, в региональном разрезе — в основном через бюджет; в-третьих, в отраслевом разрезе, в том числе внутри объединений и предприятий; в-четвертых, в международном разрезе — под влиянием внутренней и внешней экономической (в том числе валютной, ценовой) и политической конъюнктуры и т.д. Таким образом, финансовый магнит в руках финансового менеджера должен притягивать все временно свободные ресурсы и направлять, авансировать их в приоритетные или наиболее эффективные вложения. Третья функция финансов — контрольная — «пронизывает» предыдущие и проявляется через: 1) анализ финансовых показателей и 2) меры финансового воздействия — управляющие решения финансового менеджера. Финансовые показатели — это, как правило, показатели итоговые, результирующие хозяйственную деятельность. Попытаемся оценить их на примере пяти оперативных показателей, своеобразном финансовом светофоре. В табл. 1 отражено наличие денег на расчетном счете (первое число). Допустим, надо сопоставить это число в динамике по двум предприятиям внутри ассоциации. Таблица 1. Данные о наличии денег на расчетном счете предприятий, усл. ед. в руб.
Совершенно очевидны финансовые затруднения предприятия А (вне зависимости от сумм характерно их падение), явившиеся следствием каких-то негативных процессов в производстве или сбыте продукции (услуг), и контроль финансового менеджера будет сфокусирован в первую очередь именно на нем, хотя до проведения более глубокого анализа — поступления выручки от реализации, объема и ассортимента выпуска и т.д. — ничего не известно ни об одном из предприятий, даже об их отраслевой принадлежности. И только финансовые показатели указывают направление контроля. Второе число — просроченная задолженность контрагентам — поставщикам и подрядчикам. Если обратиться к табл. 1.1 и перенести ее данные на этот показатель, то беспокойство и необходимость финансового воздействия возникают в отношении предприятия Б. Третье число в табл. 1.1 — просроченная задолженность банку или другим кредиторам — требует от финансового менеджера пристального внимания к объекту Б: принятия мер к возврату кредита во избежание роста финансовых санкций. Четвертое число — задолженность бюджету — может рассматриваться как чрезвычайная ситуация. Подобную или более строгую оценку должно получить пятое число — задолженность по заработной плате. Разумеется, приведенные данные базируются на более общих финансовых и технико-экономических показателях, которые предопределяют как негативные, так и положительные результаты анализа. В последнем случае меры финансового воздействия будут направлены на поощрение. |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |