Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выводы по III части монографии




1.  Сохранность позвоночной и затылочной артерий, обес­
печивающих функционирование затылочных долей обоих по­
лушарий, позволяет использовать чтение и узнавание симво­
лики надстрочных знаков при афферентной моторной афазии
и различных «схем» при преодолении амнестико-семантичес-
кой, акустико-мнестической и эфферентной моторной афа­
зиях.

2.  Сохранность кровообращения в бассейне правой сред­
ней мозговой артерии и затылочных ветвей позвоночной арте­
рии позволяет: а) использовать черно-белые рисунки, не толь­
ко соответствующие ядру лексикона человека, но и иллюстра­
ции к пословицам, поговоркам и крылатым словам, а также
мимику и жестикуляцию собеседника; б) использовать над-
синтаксические функции правой височной доли: мелодику и
ритмику слова, интонационную окраску побудительной и дру­
гих вариантов речи; в) сохранность правой теменной доли по­
зволяет использовать неречевой оральный праксис при пре­
одолении афферентной моторной афазии.

3.  Сохранность лобной доли, а также теменной (артикуля-
торной и «семантической» квазипространственной области,
поле 39, по Полякову) содействует преодолению височных
афазий и эфферентной и динамической афазий. И, наоборот,
сохранность височной доли левого полушария содействует
преодолению теменных и заднелобных афазий.

4. Наличие у больного парциального левшества всегда спо-­
собствует более успешному преодолению афазии, чем у прав­
шей. Динамическая афазия у парциальных левшей, по существу, не наблюдается, весьма редко у парциальных левшей наблюдается акустико-гностическая транскортикальная сенсорная афазия. Лишь афферентная моторная афазия у лев­шей, долгое время именуемая «проводниковой», оказывается стойкой. Акустико-гностическая сенсорная афазия (транскор­тикальная) у левшей, афферентная («проводниковая») и эффе­рентная моторные афазии, при которых всегда сохранна ситуа­тивная, клишеобразная речь, преодолевается абсолютно теми же приемами и методиками, что и аналогичные афазии у прав­шей.

5. Речевые нарушения, наблюдаемые при поражении глу­бинных отделов мозга, первичным симптомом которых явля­ется флуктуация, и в одних случаях носящие признаки эффе­рентной и динамической афазий, в других — акустико-мнестической, амнестико-семантической и очень редко афферентной моторной афазии, преодолеваются прежде всего за счет со­хранной коры как левого, так и правого полушарий теми же приемами и методиками, что и «корковые» афазии, но в значи­тельно короткие сроки. Если корковые афазии требуют для своего преодоления от двух до четырех-пяти лет, то подкорко­вые, глубинные дисфазии преодолеваются в течение двух-четырех месяцев. Несомненно, что сохранность глубинных отде­лов мозга содействует успешному восстановлению высших корковых функций.

Подчеркнем еще раз, что преодолению всех форм афазии, восстановлению нарушенных функций содействует относи­тельно или вполне сохранное чтение, что подтверждает пред­ставление Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, что преодоление на­рушения элементарных «ядерных» речевых предпосылок воз­можно «не в лоб», а с опорой на самые сложные, произвольные функции, которыми являются чтение и письмо.

Мы не являемся сторонниками распространенного в наше время сугубо лингвистического подхода к восстановлению высших психологических функций, упражнений на склонение и спряжение тех или иных частей речи, бездумного заполнения недостающих в предложениях существительных, глаголов или окончаний прилагательных.

Следует использовать при проведении восстановительного обучения все материалы по психолингвистике, теории комму­никации и «Ассоциативный словарь русского языка» в шести томах (2000), изданный Институтом языкознания РАН и Мос­ковским лингвистическим университетом. «Ассоциативный словарь русского языка» может лечь в основу будущего посо­бия по восстановлению речи у больных с афазией.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...