Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преодоление импрессивного аграмматизма
«При нарушении смысловой стороны речи больной перестает понимать сложные грамматические конструкции. К пониманию речевых конструкций больной приводится через предложение знакомых ситуаций (знакомых отношений между вещами). Пример. Учитель наказал мальчика (кто провинился? — мальчик). Мать накормила сына (кто кушал? — сын). Волк съел овцу (кто слабее? — овца). Данная грамматическая форма фиксируется правилом: внимание больного обращается на то, что слово, играющее в ситуации пассивную роль, стоит на втором месте и имеет измененное окончание. Правило закрепляется путем переноса, путем применения его в новых условиях: на более отдаленных ситуациях вплоть до вступления в конфликт. Сестренка кормит брата (кто кушает? — брат). Собака повалила хозяина (кто слабее? — хозяин). Овца загрызла волка (возможно ли это?)». «Восстановление смысловой стороны речи при афазии выражается в распаде схемы фразы и строится аграмматично. Экспрессивная речь принимает характер «телеграфного стиля». Опускаются глаголы и вспомогательные части речи, преобладают существительные «в нулевой форме» (им. падеж). (Проводится проработка всех косвенных падежей.) Творительный падеж: Мама моет Вову (чем?) мылом. Аня режет хлеб (чем?) ножом. Ваня стреляет (чем?) ружьем. Толя пишет (чем?) пером и т.д. Проработка формы 3-го лица настоящего времени: Что делает? (с опорой на картинку). Птица? — летает. Рыба? — плавает. Снег? — тает. Вова? — читает и т.д. Значение синтагмы, выражающей отношение атрибутивности, может быть доведено до сознания больного через картинку, способствующую симультанно схватывать рисунки: костюм мальчика; костюм девочки (платье), обложка книжки, рама, окна, рога коровы и т.д. Вопросы к контрольным картинкам: где стол отца? где собака хозяина?» «Развитие полноценного запаса слов и многозначности слова: Однокоренные слова: вода, водяной и т.д.; машина, машинка и т.д.; земля, земляной и т.д.; сор — насорил; засор, соринка попала в глаз. Суффикс «ниц»: чернильница, сахарница, пепельница и т.д.» Подводя итоги по альбому Э.С. Бейн и О.П. Кауфман, следует сказать: 1. В «Альбоме» много интересного и понятного. Особенно 2. Восстановление акустико-гностических процессов с опо 3. Очень важно, что фиксируется внимание на сохранную психологическую предпосылку типа постановки звуков через введение ее в план «сознания». Используются следующие сохраненные предпосылки: оптические, предметно-смысловые (рисунки), кинестетическое ощущение; артикуляция звуков, для этого на определенную букву (звук) подбираются слова, имеющие этот звук в начале, в середине и в конце слов. Например, твердится звук Л перед зеркалом: Люба, Лида, лом, лодка; К — класс, кит, картина; Т — тачка, том, тень; дочка, дом, день; глаз, год, гардина, а уже затем идет сравнение этих слов. 4. Через оптико-тактильные различия обходным путем 5. Велась работа перед зеркалом от звука к букве, к гра- По существу этот альбом был прообразом, «предтечей» вышедших в 1962 году и 1982 году под руководством Э.С. Бейн двух дидактических пособий по восстановлению речи у больных с афазией. В эти же годы появляются работы по анализу и приемам восстановления речи при моторной афазии. О.П. Кауфман (1947) у больных с эфферентной (терминами «эфферентная» моторная и «афферентная» моторная афазии Э.С. Бейн и О.П. Кауфман не пользовались, поскольку эта терминология А. Р. Лурия была им введена в нейропсихологию в 1947, 1962 гг.) моторной афазией в связи с распадом внутренней речи рекомендует пользоваться оптико-тактильным методом. Она считает, что организация артикуляторной деятельности является на первых порах ведущей в обучении больного с моторной афазией, так как слова, произнесенные даже в чисто «отраженном» виде, являются входными воротами в их внутреннюю речь. Одновременно с восстановлением артикуляционных возможностей и развитием звукового анализа начинается работа по организации и обогащению смысловых связей слова. Автор считает, что чем большим количеством смысловых и грамматических связей обрастает слово, тем легче вывести его из круга «амнестического западения», тем быстрее восстановится словарный запас больного. О.П. Кауфман обосновывает и раскрывает содержание этого метода. Смысловые связи формируются в процессе работы над каким-либо определенным суффиксом или в системе определенного корня, с помощью которого образуются гнезда слов. Позже, по мере восстановления словаря больного, О.П. Кауфман, как и другие авторы, предлагает начинать работу по устранению аграмматизма типа «телеграфного стиля», для чего используются наглядные схемы предложения и заполнение пропущенных в тексте слов. В ряде монографий А.Р. Лурия (1947, 1948, 1950) обобщен большой опыт по восстановлению речевых функций, накопленный в годы Великой Отечественной войны. А.Р. Лурия, в частности, приводит подробную методику восстановления речи у больных с моторной афазией, по которой восстановительное обучение проходит три этапа. Первый этап — работа над внутренней схемой слога и слова (постановка звуков с помощью оптико-тактильного метода, введение их в слоги и закрепление в словах при повторении или назывании предметов и предметных картинок — логопеды О.П. Кауфман и И.Я. Плотникова). Особое внимание на этом этапе уделяется восстановлению структуры слова и слога с опорой на различные виды звукового анализа слова. Второй этап — работа над анализом морфологической и семантической стороны слова (словообразование). Третий этап — восстановление грамматической структуры высказывания, то есть изжитие аграмматизма, с опорой на схему предложения, сюжетный рисунок и т.п. Продолжим обзор литературы до 50—70 гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны под руководством Б.Г. Ананьева в Тбилиси и в Ленинграде группа психологов и педагогов разрабатывает некоторые оригинальные методики восстановления речи при различных формах афазии. Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов (1946, 1947) предлагают так называемую конструктивно-аналитическую методику для устранения у больных с моторной афазией литеральной аграфии, причину которой они видят в оптических и пространственных нарушениях. Эта методика применялась ими как основное подспорье при работе по оптико-тактильному методу. Восстановление письма при использовании этой методики опережало восстановление устной речи. Как показывают авторы, сначала путем конструирования из элементов восстанавливался графический образ буквы, затем способность больного записывать со слуха отдельные звуки и слова; лишь после этого приступали к приемам отработки четкости произношения. После этих двух этапов Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов переходят к изжитию аграмматизма типа «телеграфного стиля». По конструктивно-аналитической методике работали А.Я. Колодная (1945), В. К. Орфинская (1948) и др. А.Я. Колодная применила конструктивно-аналитический метод у больных с сенсорной афазией. При моторной афазии она работала по оптико-тактильному методу с опорой на «кинестетические схемы», причем с первых же занятий звуки вводились не в слоговые упражнения, а в слова. Работа начиналась с «постановки» гласных звуков («а», «у», «и»). Из этих гласных звуков сразу же восстанавливалось слово, которое вначале звучало, например, так: «у — а» (рука), «и — а» (мина) и т. п. Такой контур слова наполнялся постепенно усваиваемыми согласными звуками. Автор данной методики пишет, что восстановление слогового состава слова оказалось наиболее трудным. Эта методика является шагом вперед по сравнению с обычным оптико-тактильным методом в том смысле, что уже на этапе постановки звука последний вводился не в слог, а в слово, создавая его контур. В.К. Орфинская при восстановлении речи у больных с моторной афазией использовала оптико-конструктивный (то есть конструктивно-аналитический + оптико-тактильный) метод, а также «фонологическую методику», в основе которой лежало утрированное произнесение звуков, подкрепляемое соответствующими артикуляционными схемами. Для восстановления словаря больных с моторной афазией проводилась работа над словообразованием с помощью суффиксов, префиксов и т.п. Позже начиналась работа с глаголами и по формированию предложения. Обращает на себя внимание статья Н.П. Серебренниковой (1948). Она, как и Б.Г. Ананьев, связывает аграмматизм типа «телеграфного стиля» с поражением нормальных форм двигательной активности у больных с моторной афазией. Н.П. Серебренникова предлагает определенную схему занятий по изжитию этого вида аграмматизма. Первый этап восстановительной работы является периодом формирования установки на обозначение действий. Затем действие — глагол — «обсуждается» в контекстах различных смысловых связей. Таким путем Н.П. Серебренникова стремилась оторвать смысл глагола от лица и других грамматических категорий, чтобы он приобрел константное, логическое значение. На третьем этапе предлагается активизация простых предлогов и введение в речь больного абстрактных глаголов. Методика основана на приеме повторения слова и подсказа первого слога глагола с постепенным переходом к самостоятельному называнию своих и чужих действий и работе-по сюжетной картинке. В этой работе содержится одно из немногих описаний методики по изжитию уже выявившегося аграмматизма типа «телеграфного стиля». В 40-е годы наблюдаются дальнейшие попытки выхода за пределы оптико-тактильного метода. Так, Т.М. Мохова (1948) является сторонницей фонетического метода. Она критикует оптико-тактильный метод и излагает опыт работы с тремя больными, занятия с которыми строились по трем разным методикам (оптико-тактильной, фонетической, смешанной), в результате чего приходит к выводу, что наиболее целесообразно применять чисто «слуховой» (или фонетический, акустический) метод без работы перед зеркалом над постановкой звуков. «Слуховая» методика Моховой основана на глобальном повторении отдельных простых слов с «поверхностным» показом артикуляции. Для вызова звуков на первом этапе работы наряду с повторением отдельных слов применялся порядковый счет. Несомненно, этот подход в 40—60-е годы был очень прогрессивным, но никем не замеченным. Имеется ряд работ, предлагающих восстанавливать речь больных с помощью закрепления словесных образов путем осязательного обобщения. Так, М.Б. Эйдинова и Д.С. Футер (1940) считают, что при тотальной афазии для стимуляции называния следует использовать ощупывание предмета, так как больной с афазией, по их мнению, «идет от вещи к ее имени». Таково же мнение по этому вопросу тифлопедагога Ф.С. Розенфельд (1946). Сущность разработанной ею методики восстановительных занятий заключается в том, что больному с афазией при закрытых глазах даются разные объекты (шары, цилиндры и т.д.) для осязательного восприятия. В процессе ощупывания больной закрепляет не только называние предмета, но и выделяет разные его свойства. Вслед за ощупыванием он переходит к устному или письменному сообщению воспринятого, в заключение следует зарисовывание предмета. Таким образом, у больного в результате работы по этой методике восстанавливалось в первую очередь называние признаков предметов. Luchsinger, Arnold (1949), рекомендуя оптико-тактильный метод, большое внимание уделяют устранению первичного торможения в психической и моторной областях. Это достигается систематическим использованием мимики и пантомимики. Для восстановления письма ими применяется цветной алфавит. Упражнения в письме начинаются с заштриховывания фигур, списывания, тренировки левой руки. Botez (1962), рассматривая вопрос о постановке звуков, считает, что артикуляционные навыки должны развиваться и автоматизироваться сначала только в бессмысленных слоговых упражнениях, а не вводиться сразу в слова, чтобы не вызвать продуцирования неправильных звуков. Таким образом, и в 50-е годы все еще находились сторонники механистического варианта оптико-тактильного метода. В послевоенное время в Советском Союзе и США вышли первые практические пособия по восстановительному обучению при афазии. Обращает на себя внимание в этих пособиях принципиальная разница в подходе к задачам восстановления речи. Если Taylor и Marks (1955) ставят своей задачей лишь восстановление названия 75—100 предметов обихода и для этого создают подобие картинно-предметного словаря, то авторы «Пособия по восстановлению речи у больных с афазией» (Э.С. Бейн и др., 1962) к этому вопросу подходят с позиций первоочередного восстановления элементарной фразы, высказывания. Granich (1947) говорит, что, если надежда на восстановление невелика, больному должно быть предложено выучить некоторое ограниченное число специальных ответов, которые формируются на основе повторения, а затем переходят в словарь больного. Granich обращает специальное внимание на эффективность применения пения, считая, что оно должно быть обязательно включено в программу восстановительной работы. Ю.А. Флоренская и В.А. Гринер (1941), Ю.А. Флоренская (1936), Б.М. Рабинович, A.M. Смирнова, А.А. Попова (1946), А.Д. Чернова (1958) использовали в своей работе оптико-тактильный метод. Они также применяли пение и автоматизированные речевые ряды, однако в этих работах отсутствует изложение соответствующей методики. Вопросу об использовании пения в работе с больными афазией был посвящен еще ряд работ. Так, Е.М. Батурина (1955, 1958) пишет, что она проводила восстановительное обучение путем использования пения знакомых песен, однако развернутой методики также не приводит. Наиболее полно методика использования пения в целях восстановления речи при афазии разработана венгерскими исследователями Vargha и Gereb (1959). Простые детские и народные песни с многократным повторением некоторых слов записывались ими на магнитофонную пленку. Запись производилась несколько раз в обычном ритме и ритмах, подчеркивающих паузой то или иное слово. Эти выделяемые паузой слова повторялись в 2—4 песнях. К песням изготавливались картинки и подписи к ним. Картинки подбирались в нескольких вариантах: одна (сюжетная) соответствовала содержанию песни в целом, на других изображались выделяемые из сюжетной картинки предметы, названия которых и служили предметом внимания больного. Авторы описывают последовательность использования методических приемов. Прежде всего больному многократно предлагались для прослушивания простые мелодии. Затем показывались предметные и сюжетные картинки, которые он должен был называть. Эти картинки многократно предъявлялись в определенной последовательности. После упрочения возможности их называния в этой последовательности эти слова давали вразбивку, наконец, с помощью наводящих вопросов, как пересказ прочитанного, и в процессе обсуждения назначения предметов слова соединяли во фразу. Методика работы при сенсорной афазии больше основывалась на повторении, нежели на назывании слов, выделяемых при пении песни. Если больным с моторной афазией вначале предлагается мелодия без текста для непроизвольного всплы-вания слов, то больным с сенсорной афазией авторы предлагали мелодию одновременно с текстом. Достоинством методики является то, что она помогает растормозить речь больного с различными формами афазии. В отношении больных с афазией некоторые авторы особо подчеркивают необходимость учета особенностей их личности, интересов, склонностей, их преморбидный уровень. «Все приемы хороши, если они учитывают личность больного», — пишет Eisenson (1954). Этот автор рекомендует обращать особое внимание на восстановление смысловой стороны речи у больных посредством создания множественных смысловых и грамматических ассоциаций. Монография советского психолога В.М. Когана (1962), обобщающая 25-летний опыт работы, представляет для логопедов особый интерес тем, что в ней приводится оригинальная методика работы с больными афазией в резидуальной стадии восстановления. Методика восстановительной работы состоит из ряда приемов, при этом одним из основных является прием формирования словесно-предметных связей. Автор считает, что не нужно спешить с введением в речь больного полной фразы. После возникновения возможности называния следует перейти к восстановлению местоимений, глаголов и т. д. Работу над глаголами надо начинать с инфинитивной формы и лишь затем переходить к употреблению глаголов в различных временах и лицах. Кроме Э.С. Бейн (см. «Альбом»), В.М. Коган рекомендовал раннее начало восстановления речи при афазии. В.М. Коган подчеркивает, что фразеологические изменения глаголов усваиваются больными с большим трудом, и, как и Gutzmann (1924), обращает внимание на то, что вспомогательные и модальные глаголы, местоимения, предлоги и союзы восстанавливаются в последнюю очередь. В тех случаях, когда прямое повторение-подражание не приводит к желаемым результатам, В.М. Коган рекомендует пользоваться оптико-тактильным методом. В 50—60-е гг. выходит серия работ по преодолению афазии в США, Венгрии и других странах. Американский психолог Schuell (1953, 1955), так же как Wepman, считает, что восстановительное обучение надо начинать как можно раньше и что в основе процесса восстановления лежит не обучение словам, а стимулирование нарушенных речевых процессов. Она полагает, что больной должен прежде всего слушать речь, схватывать ее содержание. Это не только улучшает понимание, но и развивает речь, чтение и письмо. Автор называет эти занятия «упражнениями на прислушивание». В литературе имеется ряд высказываний о целесообразности раннего начала работы по восстановлению речевых функций у сосудистых больных. Так, Zangwill (1947) считает, что уже на раннем этапе нужна восстановительная речевая терапия, которая должна заключаться в проведении игр, концентрирующих внимание больных, в поощрении их к высказыванию. Другой американский психолог Wepman (1951), рассматривая вопросы восстановления речевых функций, обращает внимание на то, что восстановительное обучение надо начинать не позднее 6 месяцев после заболевания и даже сразу после инсульта, как только к больному вернулось сознание. Основными приемами восстановительного обучения должны быть повторение, называние и закрепление слов путем показа больному различных картинок, записи слова на доске, списывания его, лепки предмета из пластилина, срисовывания его. Одной из первых задач восстановления речи Wepman считает развитие понимания. С этой целью больному предлагается выполнять различные действия с предметами. Если он плохо понимает задание, ему многократно повторяют название предмета. На этом этапе следует постоянно поддерживать разговор с больным. Стимулирование называния предметов, окружающих больного, является основой методики. Однако все вышеперечисленные методики, нащупанные разными авторами сугубо эмпирическим путем, появились задолго до раскрытия нейропсихологических предпосылок разных форм афазии и особенностей ВПФ Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. В 50-е гг. нейропсихологи, соратники и ученики Л.С. Выготского и А.Р. Лурия открывают, не боюсь этого определения, эру нейропсихологического подхода к пониманию первично нарушенных предпосылок при разных формах афазии и методов их преодоления. Однако эмпирический подход к восстановлению нарушенных функций из авторов «долуриевского» понимания нарушения ВПФ, несомненно, представляет определенный интерес, так как он обнаруживает как малоэффективные приемы преодоления моторной афазии, без понимания того, что моторная афазия неоднородна, так и подсказывает очень продуктивные приемы по использованию ассоциативных связей слов, необходимых для развития общения больного, и многое другое, что целесообразно использовать в работе с больными, со существу, при всех формах афазии. В 1961, 1962, 1964, 1972 гг. публикуются первые совместные работы М.К. Шохор-Троцкой и Э.С. Бейн с описанием методик растормаживания и стимулирования понимания и устной обиходной речи у больных с моторной афазией на раннем этапе после инсульта и впервые публикуется методика предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля». Иными словами, уже в 50-е гг. берутся «на вооружение» работы Zangwill, Wepmann (1951) и Schuell (1953). Пионером в необходимости раннего этапа восстановления речи при афазии сосудистого генеза является Э.С. Бейн. Итак, краткое изложение основных рекомендаций и приемов восстановления речи при афазии позволяет сделать вывод, что подавляющее их большинство было рассчитано на резидуальную стадию восстановления. Особенностям логопедической работы в ранней стадии после инсульта или тяжелой черепно-мозговой травмы посвящены лишь отдельные работы. Мы привели столь подробный обзор литературы по восстановлению речи у больных с афазией первой половины XX в. не только потому, что в нем, с нашей точки зрения, имеется множество полезных «находок» разных авторов, но и в связи с тем, что, к сожалению, все вышеназванные авторы не были знакомы с работами предшественников, а ведь лишь на повторяющихся ошибках и рациональных находках предшественников можно и должно учиться. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |