Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОБЛЕМА РАННЕГО ЭТАПА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ
Проблема острого инсульта, занявшая в 50—60-е гг. XX в. одно из основных мест в сосудистой неврологии, поставила задачу разработки логопедических методов работы с этой категорией больных. Еще в 1955 году сотрудники Института неврологии АМН СССР Р.А. Ткачев, Э.С. Бейн, И.Я. Плотникова на основе статистической обработки большого количества наблюдений за больными с афазией, прослеженными с этапа острого инсульта, писали, что при относительно раннем педагогическом вмешательстве у подавляющего большинства больных как с легкими и средними, так и с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются более благоприятные результаты. Это связано с тем, что активное, стимулирующее, а затем и перестраивающее речевую функцию вмешательство оказывается особенно действенным, когда оно начинается на фоне самопроизвольного (спонтанного) процесса восстановления. Поэтому рационально-педагогическое воздействие тем более эффективно, чем раньше оно начато. Все эти данные положили начало дифференцированному подходу к приемам восстановления речи у больных на раннем и резидуальном этапах восстановления речи у больных с афазией. Особенности состояния больных с афазией на раннем этапе после инсульта ставят перед логопедом ряд специальных задач. Они заключаются в использовании таких логопедических методик, которые соответствуют характеру речевого расстройства в его начальной стадии и содействуют быстрому темпу и наиболее высокому уровню восстановления речевых функций. Из обзора «довоенной» литературы видно, что подавляющее большинство существующих методик предназначено для больных с афазией в резидуальной стадии восстановления. Для восстановления речи у больных в ранней стадии фактически отсутствовали специальные или приспособленные к задачам этого этапа методики. Нами обнаружено, что никакого «телеграфного стиля» не существует, поскольку это результат неправильного восстановительного обучения, в основе которого лежала постановка звуков при помощи зондов и шпателей и введение звуков у больных с эфферентной моторной афазией в существительные. Как только была изменена методика работы и в работу с больными было введено стимулирование понимания речи на слух, через слух, то есть через сохранную височную долю, затем через опору на чтение, а при афферентной моторной афазии при использовании автоматизированных речевых рядов в виде стихотворений и небольших текстов, которые логопед читал вместе с больным, происходило восстановление чувства языка при обеих формах моторных афазий как обычной части общения. Вот этот прием и позволил показать, что возможно соединить, сблизить друг с другом синтаксис, предикативность устной речи и предикативность внутренней речи — эти два совершенно разных явления, в связи с этим не следовало «глушить» при эфферентной моторной афизии внутреннюю речь больного при помощи насильственного называния всех окружающих предметов, а идти путем сближения группы сказуемого устной речи с группой сказуемого во внутренней речи, в которой предикат может быть выражен существительным, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. Надо помнить, что огромную роль в синтаксисе играет не только порядок слов, но и интонация, тональность. В некоторых языках тональность определяет синтаксис, она определяет подлежащее и сказуемое. Например, в китайском языке подлежащее и сказуемое зависит от того, с какой тональностью произносится слово. Или, допустим, место расположения созвучных глагола или существительного в английском языке определяет, где здесь глагол или где существительное, на каком месте, в какой последовательности стоят эти слова по отношению друг к другу. Поэтому лингвистический подход должен быть очень-очень осторожным, а не глобальным, не простым, не без учета нейропсихологии и особенностей лингвистики того или иного языка. Очень большой вклад в теорию и практику преодоления афазии внесла Н.Н. Трауготт, впервые определившая чрезвычайно большую роль в восстановлении высших психических функций чтения и письма. В настоящее время в отечественной афазиологии существует несколько направлений восстановления высших психических функций. Наиболее разработанной системой восстановительного обучения при афазии мы считаем принципы и методы восстановления высших психических функций, разработанные Э.С. Бейн (1964, 1970, 1975) и Л.С. Цветковой (1988) в санкт-петербургской школе афазиологов, логопедов, работавших под руководством Н.Н. Трауготт. Основными положениями теории восстановительного обучения при афазиях Л.С. Цветковой являются: тщательный нейропсихологический анализ нарушения функций, то есть выявление первично нарушенной предпосылки; использование сохранных анализаторных систем, афферентация в качестве опоры на обучение — этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, представлении о их полирецепторности и о запасном фонде афферента-ций; принцип учета личности больного, принцип программированного обучения. Свою монографию «Нейропсихология реабилитации больных» Л.С. Цветкова, подробно излагающая различные приемы и методы восстановительного обучения больных с афазией при локальных поражениях головного мозга, завершает словами А.Р. Лурия, что «мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят обычно стойкий характер, надолго выключают человека из работы, а иногда даже и из нормального общения с окружающими... Какие меры должны быть приняты для того, чтобы включение в жизнь пошло по наиболее рациональным путям?» На этот вопрос своего учителя она отвечает, что ею в этой монографии «дан лишь частичный ответ, более полный ответ — дело будущего» (с. 322). Л.С. Цветкова, решая проблему преодоления нарушений высших психических функций при афазии, последовательно опиралась на учение А.Р. Лурия о высших психических функциях человека. В связи с этим приведем краткий обзор основных положений А.Р. Лурия к проблеме перестройки нарушенных функций и динамической организации всех функций мозга и, несомненно, огромного вклада в эту проблему Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, ссылающийся неоднократно на работы Н.И. Бернштейна и П.К. Анохина, пишет, что протекание каждой функции предполагает ряд последовательно и одновременно работающих систем и что «выпадение того или иного звена этой системы сказывается на конечном эффекте и вызывает перестройку всей системы...» или создание условий для перестройки и восстановления системы. И.Н. Филимонов указывает, что «функция по своей природе не может быть связана с каким-нибудь единичным центром, и говорит о «сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функций... у функции имеется возможность включаться в другие функциональные системы. И что очень существенно, восстановление функции следует трактовать не как ее перемещение в какой-то новый центр, а как ее реорганизацию в новую динамическую структуру, широко (подчеркнуто нами. — М. Ш.-Т.) размещенную по коре головного мозга и нижележащим образованиям» (А.Р. Лурия, 1969, с. 29). Наш подход к восстановлению речевых функций при афазии основан на этой основополагающей концепции А.Р. Лурия о путях перестройки сохранных функций коры головного мозга для преодоления той или иной первично нарушенной при разных формах афазии. И, наконец, общеизвестным положением об особенностях высших психических функций, которое приводит А.Р. Лурия, является правило различного влияния «очага» на различных этапах развития функции. «Джексон указывал на то, что очаговое поражение мозга может вызвать нарушение произвольного, сознательного употребления функции, оставляя, однако, сохранным ее непроизвольное проявление». К проблеме компенсации высших психических функций мы можем отнести следующие слова А.Р. Лурия: «Очаговое поражение мозга, как правило, никогда не сопровождается полным выпадением функции, но чаще ведет к ее дезорганизации, в результате которой она проявляется лишь в измененном виде...» (А.Р. Лурия, там же). А.Р. Лурия, раскрывая проблему мозговой организации высших психических функций, пишет, что «мы обязаныЛ.С. Выготскому (1960, с. 375—383, 384—393) подробным обоснованием положения, что высшие психические функции могут существовать только благодаря взаимодействию высоко дифференцированных мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в динамическое целое и участвует в функциональной системе в своих собственных ролях». И далее А.Р. Лурия (2000) на примере формирования навыка письма показывает все его этапы в процессе обучения. Соотношение отдельных компонентов навыка, входящее в состав высших психических функций, не остается неизменным на последовательных этапах их развития. В связи с этим нарушение относительно элементарных процессов чувственного анализа и синтеза, необходимого, например, для формирования речи, чтения, письма, в раннем детстве имеет решающее значение, вызывая недоразвитие всех функциональных образований, которые должны надстраиваться над ними (так, нарушения своевременного формирования первичных полей теменной, затылочной и височной долей ведет в соответствии с функциями этих долей моторную или сенсорную алалию, специфический аграмматизм в речи слепых и глухих детей с их дефектами в устной и письменной речи). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |