Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИНАМИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВПФ
ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ И АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ
Приведем дословно общие рекомендации Т.А. Доброхотовой для нейропсихологического оказания помощи тяжелым больным, нуждающимся в длительном восстановлении психической деятельности после крайне тяжелой травмы головного мозга, рассчитанные на оживление ВПФ как правого, так и левого полушарий (1991). Их следует рекомендовать и для восстановления больных с сосудистой афазией в первые дни после инсульта. «В результате трагических обстоятельств мозг пациента оказался значительно поврежденным, что предопределило длительность бессознательного состояния и необходимость соответствующих реанимационных мероприятий. Возвращение сознания в таких случаях часто оказывается длительным процессом, который заключается в постепенном восстановлении отдельных психических функций. Первые дни (а иногда и недели) после выхода из угрожающего для жизни состояния больной периодически лежит с открытыми глазами, реагирует только на телесные раздражители, не реагирует, когда к нему обращаются. Затем изредка начинает следить глазами за окружающими, появляется эмоциональная реакция на близких. Постепенно начинает понимать обращенную речь, затем делает попытки отвечать. В дальнейшем медленно возвращается память, восстанавливается понимание ситуации, местонахождения и текущего времени. Необходимо помочь больному восстановиться до максимально возможной при такой патологии степени — последовательно: до восстановления контакта с окружающими, затем — возможности самообслуживания, далее — возвращения способности к обучению и труду. Все это возможно только при восстановлении психической деятельности. Помимо тщательного постоянного ухода и наблюдения за больным необходимо помочь ему восстановить не только биологическое, но и психическое существование, как можно полнее воскресить весь предыдущий жизненный опыт, восстановить умение планировать, оценивать свои действия и добиваться желаемых результатов. Основная задача на первом этапе — привлечение внимания больного, что достигается предъявлением ему различных осязательных, слуховых и зрительных раздражений. Авторы рекомендуют: 1) Активно ведите себя у постели больного: не только обра- 2)На больного благоприятно влияют магнитофонные за- 3) Следует стараться показать больному радость от встречи 4) Если у больного нет признаков понимания обращенной 5) Время от времени просите больного что-нибудь сделать 6) Перед тем как кормить больного, спрашивайте, хочет ли 7) Когда появилась эмоциональная реакция на близких, 8) При показе фотографий и рисунков рассказывайте о том, что на них изображено, просите больного показать действующих лиц, отдельные предметы и детали. Можно, предлагая фотографии самого больного, сделанные в разном возрасте, просить его показать, на какой фотографии он моложе, какая фотография последняя и т.д. 9) Предварительно и во время умывания, чистки зубов, причесывания, вытирания крошек с лица больного показывайте ему зеркало, побуждайте его совершать эти действия самостоятельно. Читайте больному вслух известные до травмы стихи. Предлагайте показать больному буквы и цифры, предложенные ему на выбор, затем — отдельные слова и предложения, написав на листе два слова — «да» и «нет», побудите его ответить на простые вопросы, требующие согласия и несогласия. Возможные пожелания больного запишите на одном листе (например, «хочу есть», «хочу пить», «хочу в туалет») и, спрашивая, что он хочет, предлагайте сделать выбор. 10)Попытайтесь добиться выполнения простых мате- 11)Восстановление речи может быть коротким или долгим 12)В его присутствии обсуждайте различные темы, интере- 13)Спрашивайте у больного не только о его желаниях, но и 14) Просите больного перечислить события прошедшего дня в их последовательности (начинать следует с меньших промежутков, например с часа). 15) Просите вспомнить детали какого-нибудь недавно происходившего события, например, что он ел на завтрак, кто к нему приходил и о чем была беседа». Последние рекомендации Т.А. Доброхотовой совпадают с рекомендуемыми нами приемами восстановления речи при эфферентной и других формах афазии. Мной совместно с Т.А. Кучумовой (1997) обобщен опыт преодоления афазии на раннем этапе после тяжелой черепно-мозговой травмы у 176 больных, получивших травму при дорожно-транспортных происшествиях и в других ситуациях. Общая картина состояния больных с афазией сразу после травмы головного мозга состояла из диашиза, амнезии ситуации получения травмы, дезинтеграции всех видов речевой деятельности. Многие больные находились в коматозном состоянии в течение нескольких недель, нуждались в искусственном дыхании и т.п. В первые дни (а иногда и недели) после черепно-мозговой травмы наблюдалась дезориентация больных в месте и времени, психомоторное возбуждение или инактивность, адинамия. По мере спада отека мозга и общего улучшения состояния больных менялась картина их речевого расстройства, однако в большинстве случаев уже в первые дни после травмы можно было определить форму афазии. Если в первые дни (реже недели) у 65—70% больных наблюдалась тотальная афазия, то к концу первой недели можно было говорить о комплексной афазии с преобладанием того или иного четкого синдрома афазии. Занятия с больными после черепно-мозговой травмы начинались на 2—3-й день после травмы или выхода больного из коматозного состояния еще в реанимационном отделении. Это вызвано тем, что больные находились в состоянии нервногошока, тяжелейшей ситуационной психотравмы, «вхождение» в которую нередко препятствовало активному участию больного в коррекционно-педагогической работе логопеда. В процессе первой «беседы» даже с самыми тяжелыми больными нередко наблюдались речевые реакции пациента в виде непроизвольной активации акустического внимания, стимулирующего восстановление понимания речи на слух (М.К. Шохор-Троцкая, 1972; М.К. Бурлакова, 1991). По мере выхода больных из тяжелого соматического состояния с ними налаживалось речевое общение, заключавшееся в выполнении больным простых заданий. Создание установки на восстановление речи являлось основной задачей самого первого этапа (первая неделя после травмы) восстановительного обучения. Воспитание установки на восстановление вытесняет в сознании больного психологический шок, психотравму, депрессию. Через две недели после травмы тотальная афазия наблюдается лишь у 10%, комплексная — у 23—25%, а через 3—4 недели у 40% оставались уже лишь признаки стертой формы афазии, у 53% речь становится нормальной, и лишь у 5—10% сохранялись относительно стойкие афферентная или эфферентная моторные афазии иногда с компонентом динамической афазии, весьма успешно редуцировалась акустико-гностическая сенсорная афазия с акустико-мнестическим компонентом. Перейдем к вопросам восстановления больных с сосудистой этиологией. Приведем краткий текст Л.Г. Столяровой в методических рекомендациях по «Реабилитации больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта» (1977): «Нарушения мозгового кровообращения нередко оставляют дефекты, приводящие больных к инвалидности, — спастические парезы, нарушения координации, афазии. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известные трудности и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных. Методы реабилитации больных с двигательными нарушениями изложены в специальном методическом письме «Реабилитация больных с постинсультными параличами и парезами» (Минздрав СССР, Москва, 1976 г.). В настоящем письме будут освещены вопросы реабилитации больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта. Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии сосудистого происхождения зависят от комплекса клинических факторов, таких, как тяжесть и распространенность основного заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, состояние непострадавших отделов мозга. Последнее, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций (Е.В. Шмидт, 1954; Р.А. Ткачев, 1955, 1961; И.М. Тонконогий, 1968; Л.Г. Столярова, 1973). При лечении больных с афазией нельзя поэтому ограничиваться общим терапевтическим комплексом, обычным при ведении сосудистых больных (покой, медикаментозное лечение, лечебная физкультура и т.д.). Как показал опыт многих специалистов, лишь при использовании педагогического (логопедического) направленного воздействия на процесс восстановления речи удается достижение его достаточной эффективности. Организационные вопросы работы с больными афазией. Первостепенным является вопрос о сроке начала и продолжительности восстановительной терапии. Общепринятым в настоящий момент является представление о необходимости в большинстве случаев афазии раннего начала и длительности срока восстановительной терапии. Если работа ведется с пер вых месяцев, а лучше недель и дней с момента инсульта, при прочих равных условиях удается достичь более высоких результатов. Кроме того, раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути, то есть имеет и профилактическое значение. Можно рекомендовать средний двух-трехмесячный срок стационирования больных с последующим продолжением лечения в амбулаторных условиях. При такой организации процесса реабилитации обеспечивается раннее начало восстановительных мероприятий, а также соблюдается принцип преемственности стационарной и амбулаторной логопедической помощи. Желательны повторные до 3—4 раз стационирования больных после 6—12-месячного перерыва, то есть повторные циклы обучения или последующие занятия в амбулаторных условиях. Часто достичь положительных результатов можно лишь при работе с больными в общей сложности в течение 1—2 лет и более» (стр. 3—4). Подводя итоги по проблеме стратегии перестройки нарушенных ВПФ при нарушениях сосудистой патологии головного мозга, мы еще раз подчеркнем, что стратегия перестройки ВПФ должна ориентироваться на: 1) сохранность кровообращения в вертебро-базиллярной системе, снабжающей затылочную долю, отчасти задние отделы височной и теменной долей, стимуляцию включения коллатерального кровообращения сохранных отделов коры головного мозга; 2) сохранность ВПФ субдоминантного по речи правого полушария у правшей, создающую возможность ориентации в пространстве, в ситуации болезни и тем самым содействия формированию установки на преодоление двигательных и речевых расстройств; 3) сохранность удивительной системы проводящих путей, соединяющих не только оба полушария головного мозга, но и всю систему первичных, вторичных и третичных полей всех функциональных блоков головного мозга человека, т.е. опора напредлагаемую нами «плазную разметку» нарушенных и сохраненных ВПФ и соответственно нарушенных и сохраненных долей и полей коры головного мозга. «Плазная разметка» — вводимый нами термин спланированной перестройки нарушенных ВПФ головного мозга. Эти три «кита» лежат, по нашему мнению, в основе многократно употребляемого А.Р. Лурия и Э.С. Бейн термина «перестройка» ВПФ при преодолении всех форм афазии. Учение о проводящих путях мозга в онтогенезе человека представляет собой ключ к решению целого ряда теоретических и практических проблем медицинской науки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |