Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ
М.Г. Храковская, изучая особенности мышления у больных с афазией (1978), приводит большой литературный обзор на эту тему. Она пишет, что вопрос о состоянии мышления при афазии был и до сих пор остается остродискуссионным. В конце прошлого века в работах основоположников афазиологии (П. Брока, 1861; К. Вернике, 1874) речевые нарушения при очаговых мозговых поражениях противопоставлялись интеллектуальным расстройствам. В дальнейшем оформилась противоположная точка зрения, согласно которой нарушения речи у больных с афазией являются проявлением общего интеллектуального дефекта (П. Мари, 1906), нарушения возможности «символической формулировки и выражения» (Г. Хед, 1926), снижения способности к абстракции (К. Гольдштейн, 1948). Экспериментальные исследования интеллектуальных функций с помощью наборов текстов, начиная с работ Т. Вейзенбурга и Мак Брайда (1935), показали неоднородность интеллектуальных дефектов и необязательность их для всех больных с афазией. При этом были высказаны предположения о связи этих дефектов с агностико-апраксическими расстройствами (Т. Алажуанин, 1955; Р. Тиссо, Ф. Лермитт и Б. Дюкарне, 1963; О.Л. Зантвилл, 1964; А. Крейндлер и А. Фрадис, 1968). В то же время изучение специфики речевых нарушений обнаруживало у больных с афазией дефекты «речевого» мышления, которые проявлялись в расстройстве стоящей за словом системы его значений и связей (М.С. Лебединский, 1933, 1941; И.Д. Сапир, 1934; Э.С. Бейн, 1957, 1966; В.М. Коган, 1962; И.Т. Власенко, 1974; Е. Вай, 1964; Ф. Лермитт, Д. Дюран, А.Р. Лекур, 1971), а также в нарушениях внутреннего плана высказываний, динамики мысли (А.Р. Лурия, 1963; А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, 1968; Т.В. Рябова, 1970; М. Критчли, 1974). В настоящее время имеются предпосылки для новой попытки исследования проблемы. Представления о системности высших психических функций, их корреляции друг с другом, а также об особой роли речи в их построении и регуляции высших форм поведения (Л.С. Выготский, 1960; А.Н. Леонтьев, 1955, 1961; П.Я. Гальперин, 1957; Б.Г. Ананьев, 1960; А.Р. Лурия, 1962; А.А. Смирнов, 1966; А.А. Люблинская, 1955; А.В. Запорожец, 1960; Д.В. Эльконин, 1960; O.K. Тихомиров, 1969) позволяют признать принципиальную вероятность и специфичность нарушений мышления при афазии — системном нарушении речи. Кроме того, появилась возможность изучения особенностей нарушения мышления у больных с афазией на основе достижений нейропсихологии. В результате нейропсихологических исследований были систематизированы данные о специфике расстройств речи, гнозиса и праксиса (А.Р. Лурия, 1962; И.М. Тонконогий, 1973), об особенностях нарушений различных видов памяти (И.М. Тонконогий, И.Н. Цуккерман, В.М. Шкловский, 1965; А.Р. Лурия, 1966, 1974; В.Ф. Михеев, 1968; М. Климковский, 1969; ЯЛ. Меерсон, 1970; Н.Н. Трауготт, 1973; Л.Т. Попова, 1973; Е.Д. Хомская, 1977; Н.П. Бехтерева, 1977) при различной локализации очага поражения. Были получены данные о структурной неоднородности нарушений высших психических функций, в частности об относительно избирательных нарушениях различных уровней организации таких функций, как цветовой и пространственный гнозис (Е.П. Кок, 1957, 1967), чтение (В.М. Смирнов, 1962), речь (Н.А. Крышова, К.М. Штейнгарт, 1960; В.К. Орфинская, 1960; Е.Н. Винарская, 1970). Нейропсихологические исследования мыслительных процессов немногочисленны. Экспериментально выявлены особенности наглядного (конструктивного) и абстрактного (на примере решения арифметических задач) мышления у больных с поражением лобных и теменных отделов мозга (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, 1966; Л.С. Цветкова, 1966; С.Г. Гаджиев, 1966). Установлены особенности взаимоотношения речи и мышления в связи с нарушением смысловой структуры слова у больных с моторной и сенсорной афазией (Э.С. Бейн, 1966). Однако, как отмечает А.Р. Лурия (1969), сравнительно малое количество экспериментальных исследований мышления у больных с афазией не позволяет установить, «в какой мере наблюдаемые интеллектуальные дефекты относятся за счет речевых расстройств» (стр. 455), а также выяснить особенности мышления при разных синдромах афазии. М.Г. Храковская приходит к основному выводу: 1) Выявленные нарушения мышления, так же как и расстройства речевой системы, нельзя рассматривать как проявления общей деменции, поскольку у всех больных с афазией наблюдались целенаправленность при выполнении экспериментальных заданий, адекватное поведение, критическое отношение к собственным речевым расстройствам и определеная успешность в преодолении этих нарушений в процессе логотерапии. 2) Проведенные исследования позволили установить, что нарушения мышления у больных с разными синдромами афазии имеют общие особенности: а) избирательность нарушений мышления; б) связь нарушений мышления с системными расстройствами речи, гнозиса и праксиса; в) снижение скорости мыслительной деятельности. Особенности нарушения мышления при разных синдромах афазии определяют основные направления такой коррекционной работы, которая при всех формах афазии должна проводиться в тесной взаимосвязи с восстановлением речи и других высших корковых функций. К вопросу о левшестве мы хотели бы добавить, что соответствующие пропедевтическим нарушениям речи у детей меры должны содействовать предупреждению у детей раннего дошкольного возраста различных нарушений речи, сказывающихся впоследствии на обучении в школе. Рекомендовать родителям проводить с детьми 6—18 месяцев (особенно в период появления у ребенка указательного жеста) занятия в виде восприятия на слух утрированно произнесенных изолированных гласных и согласных, звуков, входящих в ударный слог слова. Следует обращать внимание на бережное отношение к психике ребенка при обучении его владению правой рукой (все технические промышленные средства приспособлены для правой руки), категорически запрещается жесткое переучивание ребенка с левой на правую руку. При обучении ребенка рисованию (как левой, так и правой рукой), дограмматическому письму и чтению следует фиксировать цветными карандашами зрительное внимание на левой стороне листа. В целях создания условий для постепенного формирования речевого дыхания и ритмико-мелодической основы речи следует ограничивать стимулирование устной речи начавшего говорить ребенка, желательно в этот момент сопряженное с родителями пение детских песен, потешек и простейших сказок. Ребенок должен слышать плавную речь. Парциальное левшество должно вносить дисбаланс в согласованную нейродинамическую деятельность различных долей коры головного мозга, о чем свидетельствует специфическое отличие афазий, возникающих при поражении вторичных полей коры головного мозга, у левшей от аналогичных афазий у правшей. Можно высказать предположение, что при артикуляционных нарушениях у детей левшей происходит задержка формирования не только вторичных, но в некоторых случаях и первичных полей премоторных отделов левого и правого полушарий головного мозга. Вопрос о выяснении нейрофизиологических причин возникновения речевых нарушений не у всех, а только у части левшей, возможно, объясняется другими этиологическими факторами и выходит за рамки настоящего исследования.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |