Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФЛУКТУАТИВНАЯ «ПОДКОРКОВАЯ» ДИСФАЗИЯ
Мы достаточно подробно остановились на шести основных формах афазии, возникающих при поражении коры головного мозга, преимущественно левого, но реже и правого полушария у левшей. Причем если афазии, возникающие при поражении вторичных полей головного мозга, связаны через первичные поля со слуховым и кинестетически-речедвигательным анализаторами, то при поражении третичных полей лобной, височной и теменной долей нарушается преимущественно речемыслительная функция коры головного мозга как в плане планирования, программирования и контроля за выполняемой речевой деятельностью, так и в плане нарушения мнестической, пространственно организованной лексической деятельности (амнестико-семантическая и акустико-мнестическая афазии). Мы постоянно подчеркивали, что третичные поля коры головного мозга получают «энергетическую» потенцию от сохранных подкорковых отделов головного мозга, то есть от первого функционального блока. Однако с давних времен было обозначено наличие субкортикальных речевых расстройств, при которых формально могут быть сохранны чтение и письмо. А.Р. Лурия в своем учении о высших корковых функциях, в том числе таких сложнейших, как чтение и письмо, являющихся специально организуемыми в процессе обучения сознательными навыками, обошел описание редко встречающихся «подкорковых» афазий, причем нам пока неясно, что в этом словосочетании брать в кавычки, афазии ли это или дисфазии, так как в основе их лежит особая предпосылка — не константность, а флуктуация, «мерцание» речевых расстройств. И поскольку в настоящее время в специальной литературе неврологами и нейропсихологами все чаще описывается флуктуативная особенность этих речевых расстройств, то остановимся специально на этом вопросе. Следует отметить, что флуктуативная («подкорковая») «афазия» наблюдается довольно редко, примерно около одного процента от общего числа афазий. Проведенное под нашим руководством исследование «подкорковых» «афазий» Т.А. Кучумовой показало, что по характеру нарушений высших психических функций (ВПФ) больные с «подкорковой» «афазией» условно были разделены на две подгруппы. В первую подгруппу вошли больные, у которых наруения речи и ВПФ проявлялись преимущественно по типу динамической и эфферентной моторной афазий, то есть по «псевдолобному» типу. Во вторую подгруппу вошли больные, у которых нарушения речи и ВПФ проявлялись преимущественно по типу акустико-мнестической, амнестико-семантической афазии, то есть по «псевдовисочному» и «псевдотеменному» типу. При сопоставлении нейропсихологичееких данных с исследованиями КТ диагностики были выявлены достаточно четкие корреляции между расположением очага поражения и наблюдающимся нейропсихологическим синдромом. Первой подгруппе больных соответствовала локализация очага поражения в передних капсулах лентикулярного ядра, белом веществе центральной извилины, переднем бедре внутренней капсулы. Во второй подгруппе очаг располагался в белом веществе височной доли, зрительном бугре, задних отделах лентикулярного ядра. Общая характеристика речевых нарушений при «подкорковой» «афазии». Во всех подгруппах отмечались: 1. общая нестабильность, непостоянство выполнения раз 2. достаточно стойкие речевые нарушения. В первой подгруппе (26 человек) выявлялись нарушения речи по типу комплексной динамической, эфферентной моторной афазии, возникающей вследствие нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии. Для этой подгруппы больных характерны трудности включения и переключения в речевом высказывании: нарушения в спонтанном высказывании; вторичные нарушения программирования и планирования высказывания. В отличие от передних форм афазий (динамической и эфферентной моторной афазии) не наблюдались: «телеграфный» стиль, грубые дефекты кинетической стороны речи, отсутствовали эхолалии. У больных первой подгруппы отмечались специфические, не наблюдающиеся при динамической и эфферентной моторной афазиях нарушения: большое обилие персевераций, в том числе не характерных для корковых форм афазии —- «всплывающих» или «реминисцирующих» (повторов из предыдущих заданий), а также контаминации, состоящие из сплава персеверирующего слова и нового слова или его парафазии, импульсивность высказывания, зависимость качества высказывания от эмоциональной значимости темы. Дефекты связного высказывания отмечались не столько в звене формирования замысла и построения программы, сколько в недостаточной мотивации, речевой активности, в трудности развертывания программы во времени и перевода внутренней речи во внешний план. При «истощении» (псевдоусталости) к речевым нарушениям присоединялись легкие конфабуляции, что также не характерно для корковых афазий. Эти нарушения соответствовали клинической классификации по «псевдолобному» типу. Во второй подгруппе больных (14 человек) также отмечалась общая флуктуативность дефектов, на фоне которой были выявлены нарушения речи, подобные акустико-мнестической, амнестической, семантической афазиям, возникающие при поражении вертебро-базиллярной системы кровообращения. Для второй подгруппы больных были характерны: флуктуативные нарушения фонематического восприятия, нестабильное снижение объема слухоречевой памяти, редкое отчуждение смысла слова. Данные нарушения проявлялись флуктуативно на фоне истощения психической активности и отличались по характеру проявлений от корковых. В отличие от корковой амнестико-семантической афазии трудности понимания логико-грамматических структур и амнестические дефекты (вербальные парафазии и т.д.) носили флуктуативный характер и при активации внимания и контроля подвергались хорошей коррекции. Во второй подгруппе больных также наблюдались специфические нарушения речи, которые по характеру проявлений отличались от корковых трудностью понимания речи в субъективно ускоренном, как бы мгновенном, невнимательном для больных темпе при относительно сохранном фонематическом слухе, в «импульсивном» аграмматизме, в основе которого лежало нарушение активации, импульсивность высказывания, а также нарушение номинативной функции. Все эти нарушения соответствовали клинической классификации по «псевдовисочному» типу. Сходные по характеру проявлений трудности наблюдались и в письме больных («всплывающие» неожиданные параграфии — на уровне графемы, контаминации на уровне слова, конфабуляторные вплетения на уровне фразы, трудности перевода плана высказывания, конфабуляции сюжетной линии на уровне текста). Данные нарушения ВПФ влияли и на специфику протекания счетных операций. Таким образом, для «подкорковой» «афазии» характерен своеобразный синдром речевых нарушений, который не соответствует ни одной из афазий, описанных А.Р. Лурия при поражении корковых отделов головного мозга. Флуктуативная «подкорковая» дисфазия нередко сочетается с другими речевыми нарушениями, возникающими при поражении глубинных структур, а именно: с нарушением голосообразования (афония, дисфония) на раннем этапе после инсульта (6 человек), нарушением артикуляции (разных видов и степени тяжести дизартрия — 21 человек), изменением темпа и ритмикомелодической стороны речи (чаще в сторону замедления и реже — ускорения). В связи с произведенным исследованием Т.А. Кучумовой особенностей нарушения и преодоления речевых расстройств при поражении I функционального блока мы считаем, что, следуя терминологии А.Р. Лурия, необходимо выявить первичную предпосылку этих специфических вариантов нарушения речи, их флуктуативность, обусловленную нарушением тонуса и бодрствования коры головного мозга, связанных проводящими путями с лобной и височно-теменной долями. В связи с чем мы вносим свое наименование этих речевых расстройств, а именно флуктуативная дисфазия, как результат нарушения активации коры головного мозга I функциональным блоком. Подтверждение этого положения мы находим в одной из последних работ А.Р. Лурия «Основные проблемы нейролингвистики», где, рассматривая вопросы нарушения ВПФ при поражении I функционального блока, он пишет: «Нарушения речи, наблюдаемые при поражении глубинных структур мозга... бывают результатом общего снижения тонуса коры... Общая инактивность и быстрая истощаемость больных этой группы проявляются в одинаковой степени во всех видах деятельности — двигательной, речевой и интеллектуальной и на всех уровнях коммуникации». Эти речевые расстройства А.Р. Лурия называет «дисфазией» (стр. 58—59). Итак, подробное описание дисфазии, проведенное Т.А. Кучумовой (1999—2000), несомненно, дополняет картину этих нарушений речи у больных, перенесших НМК в глубинных отделах мозга.
СЕНСОМОТОРНАЯ АФАЗИЯ
И, наконец, следует сказать о весьма часто наблюдающейся при нарушениях мозгового кровообращения так называемой сенсомоторной афазии. А. Р. Лурия в той же монографии «Основные проблемы нейролингвистики» приводит яркий пример сложного речевого расстройства при лобно-височном синдроме, иллюстрированный описанием больного Her., у которого была сохранна артикуляторная сторона речи, но были признаки как динамической, так и акустико-мнестической афазий. Такая картина речевого расстройства была вызвана огромной опухолью кпереди от премоторной области. Эта опухоль, кроме того, росла из субкортикальных отделов и уходила к основанию передних отделов височной области в сторону базальных узлов. Опухоль была частично удалена, часть опухоли, уходящая в глубину височной области, не была удалена. У больного был сохранен фонематический слух, но нарушена слухо-речевая память на серии слов, в связи с чем больной часто не понимал обращенной к нему речи, персеверировал слова из других серий слов. Через год больной скончался. «На вскрытии мозга была обнаружена большая опухоль, замещающая почти всю височную долю...» (стр. 131). В клинике сосудистых заболеваний головного мозга картина речевого расстройства при поражении лобно-височных отделов наблюдается, как мы уже сказали, весьма часто, но она в отличие от «опухолевых» афазий стабильна и проявляется не столько в сочетании признаков динамической и акустико-мнестической афазии, а в грубой эфферентной моторной афазии, осложненной значительным нарушением понимания речи. На раннем этапе после инсульта эта афазия проявляется как тотальная афазия. Примерно через 2—3 недели у больного появляется некоторая ситуативная активность, не характерная для динамической афазии, грубое нарушение всех видов устной речи, со временем в результате логопедической работы восстанавливается возможность повторения отдельных слов, и при чрезвычайно усиленных, целенаправленных логопедических приемах работы начинает восстанавливаться «ядро» бытового лексикона. Очень существенно то, что эта область головного мозга — устья левой средней мозговой артерии является той зоной перекрытия двух долей — лобной и височной, о которой почему-то никто никогда не писал. А это существенно важно, так как в этой зоне перекрытия этих двух долей мозга расположены первичные поля речедвигательной и акустической функций, предваряющих начало понимания у ребенка «доречевого периода», то есть ребенка от 9 до 18—24 месяцев. Именно стимуляция речи на слух (Дай ножку! Дай ручку! Пойдем гулять! и т.п.), вовлекающая звуковую имитацию и ответную, еще диффузную «речевую» реакцию младенцев, и является базой будущего формирования вторичных полей II и III функциональных блоков. В том, что это зона «перекрытия» заднелобной и передне-височной долей мозга, легко убедится, вглядевшись в цитоархитектоническую карту головного мозга (по Г.И. Полякову) (рис. 6, 7, 8). Именно этот самый ранний, еще доречевой этап становления речи являлся предметом изучения очень многих авторов, и прежде всего Г.Л. Розенгард-Пупко, Е.И. Исениной и др. Поражение у больного, перенесшего инсульт в этой области головного мозга, приводит к сенсомоторной афазии сосудистого генеза, весьма подробно описанной Л.Г. Столяровой (1972), Ю.Я. Варакиным и М.Р. Лубенской (1985). М.Р. Лубенской разработана методика восстановления понимания при этой форме афазии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |